Скоростной фрирайд - максимум удовольствия от скорости! Видео.

Само понятие «фрирайд» подразумевает свободу. Однако же большая часть сноубордеров, называющих себя фрирайдерами, так называет спуск по целине в произвольном месте на маленьком сноуборде. Соответственно, места выбираются самые заковыристые и зачастую почти отвесные, а результат – сползание с горы подобно спуску на лифте, с риском сгинуть под лавиной. Пример – кубок Хибин по фрирайду среди любителей и профессионалов. Спуск без падения можно считать за чудо… 

А теперь представим себе...

....что же могло означать «free ride» для людей, которые ввели это понятие относительно снега… Скорее всего катались они вовсе не так, поскольку рассуждая и конструируя, пришли они к двухметровым «ласточкиным хвостам» - весьма неповоротливым, но плавучим сноубордам. К тому же слово powder было чуть ли не синонимом слову freeride. О чём это может говорить? Возможно ошибаюсь, но скорее всего, они не ковырялись в снегу, а отпускали доску и получали кайф от быстрой езды, которая была пропитана не страхом, а ощущением свободного полёта. Я рискнул отпустить сноуборд. Зачем это? Сначала из любопытства, потом уже для того, чтобы снова испытать эти несравненные ощущения. А риск навернуться? Да он есть, но при хорошей физподготовке падение на большой скорости в пухляке проще пережить чем встречу с камнем на малой. Встречал людей, которые говорят примерно так: "а чего тут интересного - съехать прямо?", не попробовав. Другие из тех, кто называет себя фрирайдерами говорят что это очень страшно - мчать прямо и больше не хотят повторять такое, а те кто покувыркался в пухляке на скорости категорически против. Но стоит взять большой сноуборд с мягким широким носом - и от скоростного фрирайда за уши не оттащишь, правда не везде он возможен...

В общем мне больше понравились ощущения именно от огромной скорости при мягкости опоры, нежели от поворотов-заносов с выбросом снега, хотя при ознакомительном спуске еду именно на периодических тормозах-поворотах. Повороты и перегрузки пока оставил для укатанной трассы, хотя и мягком снегу можно плавно поворачивать без сброса, а на крутых стенках это по-своему интересно. Почему я не разгоняюсь на трассе? Это опасно из-за отсутствия манёвренности и прогноза траектории, это неприятно из-за вибраций. Я сам не люблю когда еду дугами по крутому участку трассы, а сверху несётся лом.

Как настроиться на скростной спуск во фрирайде? (если имеем адекватный сноуборд, разумеется). Для этого необходимо относиться к большой горе как к детской горке, с которой нужно просто съехать - одним махом – без остановок и тормозов. Выбираем гору со свежим пухляком (не страше 2-3 дней) без частых камней, обледенелостей и старых глубоких рытвин от медленных фрирайдеров с уклонами от 20 до 40 % и разгоняемся без торможения – «отпускаем» сноуборд, пока не наберётся скорость, при которой можно трогать воздух рукой. Так и мчим ровно боком, не приседая для амортизации. Как только приходит понимание управляемости доской, кончается страх и начинается кайф – наше личное дело, однако нарастает он вместе с увеличением скорости и чувства свободы. Это совершенно другая езда! Постепенно доска начинает лететь очень мягко, как будто не касается снега – воздушная подушка от скорости под сотню становится физически ощутимой, можно лишь закладывать дуги радиусами десятки метров, опираясь на сноуборд как самолёт опирается на крылья - нелзья переусердствоать с наклоном, иначе провал в сугроб и финиш. Воздушная подушка снижает трение, а напор встречного ветра смещает наш вес назад и можно не заморачиваться о смещении веса к хвосту доски (на заднюю ногу). Правда если снег очен рыхлый - пух, то немного посесть назад стоит ради амортизации - вдруг наскочим на кочку, скрытую в пуху. Риск навернуться, разумеется, есть, но при чётком понимании разницы между жёстким склоном и пухляком, он сводится к минимуму. Важно ни в коем случае не пытаться опереть сноуборд на кант, как на жёстком склоне – он должен работать только плоскостью, качания малы! Иначе сразу происходит резкий заворот, потеря скорости – и как следствие, быстрая загрузка передней ноги, что грозит уборкой в сугроб. Я однажды забыл защёлкнуть оба крепления Flow и поехал (откинул задники, присев отдохнуть), обнаружил уже когда мчался посмотрев вниз (интересно было узреть как доска летит над снегом). Ощущения что потерял контроль над доской не было и в помине -  опора на плоскость доски..

Повторюсь, но предпочтём широкий длинный сноуборд с мягким носом короткому жёсткому и направленный симметричному. На фристайловой малышке так ехать не советую, боюсь, она может закопаться носом.

Мои пробные заезды небольшими отрезками по такому сценарию произошли в Хибинах в марте 2009 в целинном кулуаре на комплексе «Большой вудъявр» с уклонами около 20-30%. Позже обнаглел и съехал несколько раз с мобильником в варежке, сняв происходящее на видео (1, 2). И всё же, наилучший результат в плане ощущений дал самый первый в этом роде слёт совсем без тормозов с пика городского склона Кировска, где уклон гораздо круче и скорость выше. Возможно, от того, что он был первым. В этом случае напор встречного ветра позволил равномерно распределить вес по ногам и «раскрыться», хотя уклон был более 30%, а воздушная подушка под сноубордом сгладила все следы предшественников на снегу. Ощущение полёта присутствовало конкретно, вес распределил ровно по ногам, распрямившись. Этот маршрут можно увидеть на панораме городского склона Кировска на верху страницы про Хибины  - при детальном рассмотрении виден белёсый след, оставленный Алексеем - он на лыжах боком поднялся на самую верхушку, а я съехал примерно вдоль этого следа вниз почти по прямой немногим ранее, лишь немного покачиваясь. Такое, видимо, запоминается на всю жизнь. На втором съезде был облом - я упал в самом начале от привычки опираться на кант и оторвал ремешок крепления - дальше съехал листом. Сноуборд был Hammer Twilight 2005, всё выдержал. Алексей, за что ему огромное спасибо, помог найти маску и поддержал морально. В 2011-м мы снова поздоровались на пике городского склона, но в этот день уже никто не упал:-). Порадовал его след и в 2016-м - значит жив-здоров горнолыжник! 

Что мешает так гонять? – страх от ума – умный человек сразу рисует в воображении падение на скорости 100км/ч и сразу появляется ватность в ногах с логичной мыслью, что лучше просто сползти на тормозах. И с этой позицией нельзя не согласиться, даже если сноуборд позволяет. Однако ж если барьер удается преодолеть и впервые съехать без тормозов, то по окончании спуска трезвого человека начинает переполнять буря эмоций. Кстати, трезвое состояние - не только гарантия получения острых эмоций, но и необходимое условие безопасности этого мероприятия. Алкоголь помогает снять любой подобный барьер, но кроме страха он притупляет всё остальное восприятие – острота теряется, а риск навернуться только возрастает.  Естественно, необходим предварительно-ознакомительный спуск на тормозах, иначе можно невзначай слишком далеко пролететь от какой-нибудь "неучтённой" фирновой кочки, что и случилось в 2011-м: подлетел, но черпанул носом сноуборда до приземления - в результате метров 10-15 "калды-балды" и несколько звёздочек от перегрузок в "награду". На счёт шлема промолчу, а вот шею потренировать для любых фрирайдовых дел очень целесообразно – при уборке в сугроб второе, что втыкается в снег – это голова. Ну, а если припечёт остановиться, то безопасным является плавный поворот обратно-вверх на склон. Ежели тормозить на огромной скорости как на жёстком склоне, поставив доску поперёк, то уборка в сугроб становится весьма вероятным событием, хотя бы из-за чужих следов в снегу.

Немного о былых уборках в сугроб.
2009: Это происходит мгновенно, ни одна мысль возникнуть не успевает к моменту втыкания головы в сугроб. Дальше тело проходит над воткнутой головой, и в своём стремлении лететь дальше, выдёргивает голову из сугроба. Затем ненадолго касаемся сноубордом снега и снова втыкаемся головой. Сноуборд с телом опять проходят над продолжением шеи и выдёргивают голову из сугроба, которая оказалась засажена глубже чем в первый раз - шапка скорее всего на этом этапе покинет нас, если не завязана. Дальше уже происходит замедление, ещё раз так же, и остановка. Время полёта после второго втыкания головой было самым большим - или так показалось. Для сравнения, словить задний кант на твёрдом склоне было хуже.
2011: Вторая уборка в 2011-м отличалась от первой 2009-го. Склон был более пологий, скорость большей, снег слежавшийся, остановка быстрой и, соответственно, перегрузки более значительными. Однако не вижу в этом причины отказаться от фрирайда, скоростного - просто буду более внимательно изучать местность до спуска и не отвлекаться во время спуска на процесс съёмки видео...
2012: Мелкое происшествие на малой скорости - носом сноуборда нашёл под пухляком препятствие и получился кувырок снова на плоскость доски; секунду отряхнулся и поехал дальше. Скорее всего на большой скорости пролетел бы над этим подснежным препятствем, поскольку встречным ветром нос доски явно отгибается вверх, да и "усадка" гораздо меньше.

И, наконец, самое главное: если стоя на верхушке горы нет желания, азарта и внутренней готовности так съехать, то лучше петелить дугами.

 



Воздушная подушка "сглаживает" рельеф, на этой замедленной анимации исходная частота кадров 30 шт/сек - скорость небольшая (15 - 20 м/с). Интересно ощущение: при разгоне воздушная подушка как бы вклинивается под нос доски и затем "ползёт" под ней к хвосту по мере набора скорости.

Март 2011 в Хибинах

Видео со снежных полей для фрирайда слева и справа (если смотреть вниз) от "официальных" склонов горнолыжного комплекса "Большой Вудъявр" - как дополнение.

Склон здесь имеет длинный крутой участок, позволяющий полноценно разогнаться, но дальше начинается пологий ещё более длинный участок, который из видеоролика вырезал.


Видео неудачного спуска с налётом на фирновую кочку, вид назад - видно как из-под хвоста вырывается часть сжатого носом сноуборда воздуха, выбрасывая комки снега и мелкую снежную пыль. Кочка оказалась слишком резкой и отбила сноуборд назад, дав вращение, из-за которого черпанул  носом доски до приземления. (В самый "интересный" момент фотокамера отлючилась от перегрузки.) А в начале всё так хорошо начиналось...



Видеоролик с прохождением вдоль следов падения на снегу, через день. Очень познавательно, но вероятно, скучно.


На 100% точную картину воссоздать не сумел, падение произошло слишком быстро и не смог запомнить подробностей.  Оставлю лишь ряд комментариев к этому видеоролику. Первый след после кочки - зацеп носом сноуборда за снег - выдернул поджав ноги в полёте, второй - приземление на плоскость с отскоком и закруткой (выплыл благодаря мягкому носу доски).  Третий след - приземление сноубордом почти поперёк с последующим сильным подскоком (похожим на ловлю переднего канта). Четвёртый след - приземление на спину после кувырка в воздухе и тормозной путь с окончанием в виде отпечатка развёрнутого поперёк тела в сугробе (тут пригодились тренировки шеи, когда туловище переваливалось через сугроб). Дальше похожее торможение на спине головой вперёд, кувырок  с "формальным" втыканием головы в сугроб и остановкой.