Плавный уход от обслуживания или замены подшипников для колёс лонгборда. 10,2мм bearing spacers.

Казалось бы лонгборд - игрушка, правда не дешёвая, и хотелось бы чтобы она на полную отрабатывала свою стоимость. Всё бы ничего, но есть тут слабое место - это подшипники. Они работают в условиях куда более грязных, чем автомобильные или велосипедные и при этом должны вращаться с большими оборотами. Особенно тяжко приходится подшипникам задних колёс, которые ловят на порядок больше пыли, чем передние. Грамотный читатель сразу укусит автора: "но ведь подшипники то закрыты, как туда может попасть пыль?". Оказывается попадает и очень много! Как так? Есть маленький зазор, но самое главное, из-за быстрого вращения колеса, оно по-неволе работает как центробежный насос для пыльного воздуха, засасывая его центром и выбрасывая на периферию. К сожалению, конструктивно этот зазор у подшипников сделан между центральным кольцом и защитой - значит поток воздуха, идущего вдоль оси, швыряет пыль точняком в этот зазор, а вращающиеся с другой стороны зазора шарики "пожирают" эту пыль. Процесс долгий, но неизбежный - колёса начинают гудеть, похрустывать при медленном провороте - начинается ускоренный износ, ухудшаются ходовые качества лонгборда, что нам абсолютно не упало... Возможно это очень кстати производителям подшипников: новенькие едут идеально, но вскоре им приходит абзац и лонгбордист устремляется в магазин за новыми, как истинный потребитель. Мало кто захочет подковыривать лезвием для бритья защитное кольцо и мыть подшипник, особенно это касается роллеров, где их надо мыть 16 штук. Такое уж фатальное вступление, однако ж "начав за упокой", кончим всё-же "за здравие":-)

Вообще есть, подозрение, что подшипники не являются прецезионными и не соответствуют заявленным классам точности по "ABEC" - скорее всего, изготавливаются в этом мутном Китае. Никто же не будет измерять биения подшипников для лонгборда с точностью до 1мкм, тем более что их судьба глотать кучу пыли; а на слух новые подшипники с заявленным классом 7 не только шумят, но некоторые ещё и пощёлкивают. Быть может брендовыми являются только лишь пылезащитные кольца.

Можно через каждые 100-200 км выкидывать старые подшипники и ставить новые, но большую часть этого пробега подшипники будут уже не в лучшей форме. Тут я не посоветую просто почаще менять подшипники, а поделюсь опытом ухода за ними и кое-какими идеями по их дополнительной защите от целенаправленного потока пыли. Но сперва определимся с двумя типами шариковых подшипников, чаще всего используемых в колёсах лонгбордов на 8-мм оси. 

Типы подшипников для колёс лонгборда.

типы подшипников для колёс лонгборда

зазор подшипника на просвет - многовато

1. Подшипники без вставок - это, как выяснилось, стандартная продукция для более широкого применения размерами 8х22х7мм (608 серия), поэтому для правильного их расположения в колёсах лонгборда используются вставки-распорки 8х(10-11)х10,2 мм; да, именно 10,2мм (!), а не 10мм. Лучше даже 10,3мм. Какова роль этих вставок? Они, во-первых, ставят подшипники на оси без перекосов, а во-вторых, не позволяют перетянуть подшипники при затяжке гайки на оси. Обслуживать их вряд ли проще чем заменить, поскольку "от рождения" часто набиты густой смазкой, да и цена их раза в три ниже чем у подшипников с интегрированными вставками, которые и относятся ко второму типу.
2. Подшипники с интегрированными вставками сделаны открытыми с одной стороны, поскольку специализированы для колёс лонгбордов, куда ставятся парой: открытыми сторонами, соответственно, внутрь колёс. Каждый подшипник пары имеет выступающее на 5,1 мм внутреннее кольцо; соприкасаясь, они в сумме и дают те самые 10,2 мм, что в предыдущем случае достигалось вставкой 8х10х10,2 мм. Эти подшипники можно обслуживать без проблем, а именно, мыть и смазывать. Крупным планом показан на просвет в колесе для роликовых коньков один подшипник - не кажется ли читателю, что этот, весьма популярный подшипник среди лонгбордистов, реально то не тянет на то, чтобы вообще продаваться?

Промывка и смазка подшипников, речь идёт об открытых с одной стороны.

Задача вымыть из подшипника грязную смазку с абразивными частицами. Для начала замачиваем их в керосине (количество подшипников на один лонгборд равно восьми). Затем не вынимая из керосина вращаем центральное кольцо различными способами, одновременно шатая и вдоль оси, стараясь чтобы муть не попадала обратно: поглубже ёмкость и ещё раз промыть в чистом керосине. Показателем промытости будет лёгкое вращение наружного кольца при зажатом между пальцами внутреннем кольце. В принципе, этого достаточно, но для наилучшего результата не помешает смыть керосин в бензине или ацетоне и просушить, как оказалось в ацетоне отходит самая мелкая грязь и "спёкшиеся" остатки заводского масла.
Смазка - дело простое, но главная позитивная идея - смазывать каждый подшипник не абы чем "крутым", а максимум парой капель вазелинового масла (лишнее вытечет наружу, изгадив колесо, поэтому задача сделать лишь масляную плёнку). Оно не сохнет, выдерживает более высокие температуры, не содержит присадок. Проверенный временем вариант, продаётся во многих аптеках, стоит недорого, нетоксично. Это не автомобильный подшипник, который набивают густой смазкой; здесь достаточно следов жидкой смазки. Кстати если взглянуть на фото подшипников выше, то можно узреть канавку на подшипниках с интегрированными вставками (Seismic) - вот в эту канавку можно намотать нитку и пропитать её вазелиновым маслом - получаем масленку внутри колеса "надолго". Это ли не ку? Если описанные ниже меры по защите от пыли окажутся очень действенны, то смочив однажды нитку маслом при сборке колеса можно и забыть про подшипники...:-)


Меры по защите подшипников от потока пыли в зазор.

пластиковое кольцо - экран от пылиустанавливаем прямо на внутреннее кольцо подшипникасверху шайба и затем гайкане забываем о другой стороне колесаэкран защиты подшипника от пыли на колесе для лонгборда

Задача убрать зазор не решаема в принципе, но его можно прикрыть от прямого попадания пылевых частиц экраном. Вырезаем из тонкого пластика колечки 8х20 мм и вставляем их между подшипником и шайбой, затягиваем гайку. Важно не забывать ставить кольца с двух сторон колеса. В этом случае поток воздуха с пылью, прокачиваемый крутящимся колесом как центробежным насосом, будет "пескоструить" уже не зазор подшипника, а наш экран. Более того, воздух, находящийся в миллиметровом слое между экраном и подшипником будет вращаться, и значит, вышвыривать "залётные" частицы пыли на периферию. На практике, конечно же, набегающий поток воздуха вносит полный бардак в эту тему, но благодаря утопленности подшипников в колесо, бардак этот не должен отменять действие экранов.
Очень простая идея, но лишь "односторонне" решающая проблему запыления - просто заклеить кружком скотча или другого самоклеющегося материала торец колеса снаружи. Скотч не лучший материал, зато в каждом ларьке встретишь... К сожалению, с внутренней стороной так поступить не получится, но и пол-дела - уже результат... С внутренней стороны можно приклеить к колесу кружок с дыркой, вырезанный из жгута; клей полиуретановый, соответственно. Клей лучше испытать заранее, он должен быть не просто растворителем, но и содержать эластичный материал. Есть, правда, один сомнительный момент: если внешний торец колеса будет заклеен герметично, то при езде из-за деформаций колеса получим подобие "мембранного насоса", который может прокачивать воздух с пылью через всё колесо "туда-обратно", поэтому сей вопрос окончательно решает только эксперимент:-). Поехали дальше; оказалось что скотч и виниловые наклейки в качестве колпаков через несколько километров отстают или ломаются от усталости - колесо сильно деформируется при езде, особенно по старому асфальту. Поэтому остановлюсь на резине - аналогично тому, что сделал с внутренней стороны колеса, только без отверстия; там после нескольких километров пробега никаких изменений. Соответственно, диаметр кружка сделал поменьше, чтобы он меньше подвегрался деформациям. Ещё один, надеюсь последний, ньюанс: после приклейки кружков к колёсам, желательно пару раз пройти клеем по краю кружка снаружи - на всякий случай:-). Я использовал клей для ремонта надувных матрацев - в этом клее есть полиуретан и он не агресивен к резине кружков ("жгуту"), потом использовал прозрачный универсальный клей "момент". Отверстие во внутреннем кружке можно сделать чуть меньше - пусть слегка трётся об ось, зато пыль совсем не пропустит.

В итоге страница свелась к тому, что можно сделать чтобы не ухаживать за подшипниками вообще. Лишние, казалось бы фразы оставил на странице, поскольку ход мысли бывает полезнее конечной идеи, тем более что читатель, возможно, найдёт и более продвинутое решение. По итогам многих катаний - всё в порядке, пыли нет. Однако по поводу подшипников пришёл к выводу, что более качественные - обычные подшипники 8х22х7 (8 мм - ось, 7 мм - высота подшипника) из отдела хозтоваров "электроинструмент" - при установке колёса совсем не люфтят, разумеется 8х10х10,2 вставки между подшипниками необходимы. Главное в закрытости от пыли, чтобы защитные шайбы у подшипников были обрезинены. А дополнительная приклейка резиновых дисков-пыльников на колёса, как показал опыт, резко уменьшает количество пыли достигающей подшипников.
К сожалению, интересы магазинов не совпадают с интересами лонгбордистов и вставки продаются иной раз "толькмо в комплекте с подшипниками
" втридорого, поэтому идём в магазин роликовых коньков и там ищем те же кольца-вставки размерами: 8 мм - диаметр отверстия, 10-11 мм - внешний диаметр и 10,2 мм - высота колечек. Соответственно, роллерам советую идти в "электроинструменты" за хорошими стандартными подшипниками 8х22х7мм; их докризисная цена была 30 рублей за штучку:-). В общем подшипники продаются во многих местах тем более 608 серии. Ещё раз обращу внимание на то, что указываемый в магазинах размер высоты колечек "10 мм",  - округлённый; реальный размер в дюймовой системе 4 линии=0,4 дюйма=10,2 мм. Так что если делаем самостоятельно, то выдерживаем размер высоты 10,2 мм с допуском +0,1 мм - это означает что без токарного станка браться за это дело бесполезно, к тому же для установки подшипников без перекосов требуется точная обработка торцев. Если размер будет меньше, например 10,0 мм, то подшипники пережмутся и результат применения вставок будет нулевым; если же больше 10,3 мм, то колесо будет люфтить на внешней обойме подшипника.

 Вернуться на страницу про лонгборд.