Лонгборд.

Лонгборд - это доска на колёсах, длина которой около метра. В общем то для обывателя этой характеристики вполне достаточно, он всё-равно не катается, а порассуждать должен уметь обо всём понемногу. И обычно лонгборду приписывают свойство скоростного снаряда для катания с горок. Я бы не стал заниматься темой лонгборда, если бы его качение ограничивалось только скоростной ездой с горы или отталкиванием ножкой, как на самокате. Танцы на лонгборде тоже не моё, мне ж ехать надо:-). А заинтересовал меня, как начинающего сноубордиста, пампинг. Для справки, пампинг - это поддержание скорости, разгон или замедление на лонгборде без касания ногой асфальта. Это очень динамичный вид физкультуры, на практике показывающий значимость совпадения ритмов или народной мудрости "всему своё время."
Затем по мере углубления в тему изучил принципы пампинга лонгборда, осознал две базовые техники линейную и на скрутках. Далее прогресс в сноубординге привёл к карвингу на лонгборде, точнее петелькам. Встала проблема универсальности лонгборда, чтобы ехал и в гору с хорошим уклоном, и по равнине быстро, и с горы как на достаточно большой скорости, так и короткими поворотами с контролем скорости спуска (петельками). Пробы различных конструкций привели к самодельному лонгборду  с поворотными механизмами Seismic без пружин, хорошо показали себя и bennett, но первые более универсальны и совсем неприхотливы. Конечно же филосовский камень надо искать внутри человека, поэтому я строго подошёл и к техникам катания, и к своей физической форме, и к осознанию механических принципов. Практически на универсальном лонгборде дистанция "5 км туда + 5 км обратно" по загородной дороге с затяжным подъёмом преодолевалась многократно со средней скоростью от 19 до 20 км/ч в зависимости от погоды и настроения.

Обычно перед лонгбордистами встают вопросы о колёсах, деках, подвесках и подшипниках. Сразу отбросим две темы - колёса и подшипники: колёса диаметром менее 74 мм лучше оставить в магазине, а подшипники 608 RS можно купить в запчастях к электротоварам почти задаром. У моего основного лонгборда колёса 90 мм, самодельная платформа (дека) и самодельные амортизаторы.

Что касается дек, то здесь важна лёгкость и крупное зерно абразива; а конкейв (продольный жёлоб в геометрии) и упругость вторичны. Подвески (траки или поворотные механизмы) для пампинга и петелек с горок должны быть осбенными. Одна из важнейших характеристик - это "угол": если лонгборд положить колёсами вверх на горизонтальную поверхность, то это угол между осью вращения колёсной пары и горизонталью. Чем больше этот угол, тем более манёвренный лонгборд и здесь нужна мера. Например, у поворотных механизмов моего лонгборда это 45 градусов. Вторая особенность - жёсткость поворотного механизма:  для пампинга и петелек с горки жёсткость должна быть малой, у моего лонгборда жёсткость повортного механизма почти нулевая в некотором диапазоне между жёсткими упорами ограничения угла поворота колёсной пары. Третья качественная характеристика трака - амплитуда поворота колёсной пары, чем она больше, тем больше возможностей; однако в сборке с платформой лонгборда (декой) колёса не должны цеплять за деку в крайних положениях под нагрузкой. Следует также обратить внимание на расстояние между колёсными парами, мне видится что для универсального лонгборда это расстояние должно быть чуть меньше одного метра. На фотографиях ниже мой второй лонгборд - здесь всё видно - и амортизаторы и траки и дека. Можно заметить, что колёса заклеены по центру пыльниками, это действенный метод против пыли, но применяя подшипники RS (с обрезиненными защитными шайбами), такие пыльники скорее всего будут лишними. В конструкции лонгборда очень применим принцип "необходимого и достаточного", иначе трудно прийти к долговременному устраивающему нас варианту конструкции:-)




Теперь вкратце можно описать принципы разгона и замедления на лонгборде, исключающие отталкивание ногой непосредственно от асфальта. Обычно понятие пампинг не включает в себя замедление, но здесь путь включает и это архиважное дело.
Первый принцип разгона лонгборда - линейный, то есть используется перекачка механической энергии из простых линейных колебений тела поперёк лонгборда в кинетическую энергию общего движения лонгборда и лонгбордиста. Скручивания корпуса небольшие и лишь компенируют виляния лонгборда, стойка смещена на нос доски. Смысл в отталкивании центра масс лонгбордиста от лонгборда в моменты уменьшения радиуса поворота передних колёс и подтягивании к лонгборду в моменты увеличения радиуса. Тут есть неудобство понятий - слово "подтягивание" мгновенно меняется на "отталкивание" в момент распрямления траектории (как бы "перекантовки" в терминах сноубордиста), когда лонгбордист находится точно над колёсами а реальное усилие сдвига от ног к деке максимальное именно в этот момент... Можно сказать и по-другому: ритмичный силовой сдвиг под собой лонгборда в области прямолинейности траектории передних колёс и есть линейный пампинг. Тело колеблется и обеспечивает ритмичный силовой сдвиг деки в плоскости трассы. Вертикальные колебания имеют смысл только если доска упругая и требуют опыта в чувстве совпадения ритмов, тогда при наклоне деки вертикальные колебания можно частично переводить в ускоряющий сдвиг деки. По сути такой же принцип разгона на коньках, если смотреть более общим взглядом. Физика такая: на коньках мы толкаясь, добавляем немного к вектору скорости перпендикулярным сложением, а на лонгборде по-сути то же самое, только траектория кривая и неразрывная. На этом описание принципа линейного пампа подошло к концу, добавть стоит лишь важную деталь: замедление здесь крайне проблематично из-за стойки на носу лонгборда.
Для быстрого замедления подходит только второй базовый принцип пампинга - силовые скрутки туловища. Но для этого нужен лонгборд, симметричный по тракам, и эти траки должны быть максимально мягкими. Если линейный памп позволяет обработать с пользой для ускорения приблизительно прямые участки траектории колёс, то скрутки позволяют обработать самые искривлённые участки траектории, что важно при езде в гору, быстром замедлении и медленной езде с горы без петелек (карвинга). Этот принцип позволяет начать ехать с места, в отличие от вышеописанного линейного. И суть его заключается в перекачивании механической энергии крутильных колебаний туловища в поступательное движение лонгборда и лонгбордитса. Задача в моменты краёв скруток быстро наклонять ступнями лонгборд. В зависимости от направления наклона деки ступнями в крае скрутки лонгборд выберет сторону, в которую и будет ускоряться.



Обычно в катании на моём симметричном лонгборде с неупругими траками задействованы оба принципа одновременно. Разница лишь в пропорции их вклада. Например, на большой скорости удобнее преобладание линейного принципа, а на малой скорости - принципа силовых скруток. При езде в гору с большм уклоном, задейстованы оба принципа: скрутками обрабатываю вершины поворотов, а линейным сдвигом обрабатываю, говоря по сноубордически, области "перекантовок". Повторюь, стойка симметричная для полноценного использования принципа скруток, а если стойка смещена к носу, то скрутки используются как вспомогательный принцип.
Говоря о стойках на лонгборде, нельзя обойти вниманием болтанку - неконтролируемое виляние лонгборда, возникающее на большой скорости из-за того, что задние колёса лонгборда в первый момент наклона деки уводят её хвост дальше от равновесия. Виновата также большая высота деки над осями колёс, она инерционоо ещё больше опрокидывается при уходе задних колёс и болтанка нарастает. Важно понимать, что болтанка ограничена и нарастает до некоторого предела и если она началась, то надо без паники продолжать жёстко стоять на деке и по возможности убрать вес с задней ноги. А чтобы избежать болтанки, надо либо катать на специальной изкой платформе с горок, либо задние колса не должны поворачивать при наклоне деки, либо стоять практически на носу лонгборда, если он симметричный и платформа его высокая.
Универсальность лонгборда позволяет также карвить, точнее петелить с горок, что инетерсно само собой, а не только как тренировка для сноубордиста. Радиусы поворотов при этом малы - порядка 2 м, что позволяет легко вписываться "закрытыми" поворотами на асфальтовой дорожке лыжероллерной трассы ширина котрой около четырёх метров.

Перейти на главную страницу.