Многие дети почему то называют лонгборд "большим скейтом", но то громыхающее барахло с чёрствыми баранками вместо колёс, которое у нас принято называть "скейтом", в пору выбросить на помойку. 

Рычажный механизм поворота осей.

Задача ставится повернуть ось с колёсами в зависимости только лишь от наклона платформы лонгборда к плоскости асфальта. В качестве примера рассмотрен механизм Bennett 5.0 130мм.
Шасси состоит из двух основных частей: площадки крепления к платформе с поворотным рычагом и оси с колёсами; при наклоне платформы к асфальту поворотный рычаг, жёстко связаный с ней, тянет за петлю ось, заставляя её повернуть - вот и весь принцип.


На фото вид сбоку площадки крепления с поворотным рычагом.

Фото оси с колёсами, в петлю которой входит поворачивающий её рычаг, и жалким подобием шаровой опоры, на которую нахлабучивается площадка крепления к платформе. Рычаг центрируется в петле оси полиуретановой вставкой, жёсткость которой отчасти определяет подвижность механизма.
Если теперь совместить то, что изображено на двух фотографиях, получим почти собранное шасси:


Как оно вместе работает, можно легко осознать из следующей флэш-комбинации фотографий:

Следующий важный момент - как можно регулировать зависимость поворота оси с колёсами от наклона платформы для заданных шасси. Обычно устанавливают под площадку крепления с рычагом специальные клинья, меняя тем самым продольный угол установки шасси; клинья можно узреть на первой из приведённых выше фотографий. При этом меняется общая длина поворотного рычага (от центра платформы до петли оси с колёсами) и, следовательно, меняется зависимость угла поворота колёс от угла наклона платформы к асфальту. Например (та же фотография), если подложить ещё один клин, то колёса будут сильнее поворачивать при том же наклоне платформы. Можно также немного изменить длину рычага, используя центрирующие полиуретановые вставки различной формы - по ситуации.
На двух доработанных  шасси Bennett можно получить очень неплохой вариант симметричного лонгборда для быстрой езды по ровной дороге или немного в гору. Скорее всего Bennett 5.0 интереснее для езды малыми радиусами и для пампинга, чем Carver, просто не видел его в продаже в наших магазах. (Хотя бы из-за меньшей массивности элементов).



Противопоказания к катанию на лонгборде.
За время первичного обучения езды на лонгборде упал 6 раз, но абсолютно безобидно благодаря сноубордическим рефлексам:
Три раза из-за того, что лонгборд "выпрыгивал" из-под ног при неправильной развесовке во время езды вниз. Два раза из-за касания колеса и платформы - не успел спрыгнуть - сгруппировался и перекатился. Один раз из-за камушка, попавшего под гайку затяжки поворотного рычага - тоже перекатился. Всё на малой скорости. Однако в начале второго сезона, уже вроде бы чувствуя доску, упал и немного зацепился коленкой по причине безалаберности... Далее падал безобидно, но чаще по причине соскальзывания передней ноги при пампинге в гору пока не сделал самодельную доску.
"Посему и по другому" сразу же отметил для себя ряд противопоказаний для катания на лонгборде:
1. Мелкие и крупные камушки и шишки, свободно лежащие на асфальте. При попадании под колесо или гайку зажима поворотного рычага камушек может очень резко затормозить лонгборд, процарапав асфальт, мы же вынуждены мгновенно спрыгивать с него при наличии такого рефлекса, иначе кувырок. Это особо проявляется при навиливании на классическом LDP-лонгборде, когда передняя ось сильно нагружена из-за сильного смещения веса вперёд. На большой скорости камушки, к счастью, отскакивают.
2. Вода. Мокрая платформа и мокрый асфальт очень обламывают из-за проскальзывания подошвы по платформе и колёс по асфальту. Кроме того, мелкая шкурка, наклеенная на платформу, быстро затирается грязью, которую очень трудно потом вычистить. Если такое случилось, почистить можно жёсткой щёткой или, если лень,  просто дать поиграть детям-:).

Если платформа просто сильно запылилась, то продувка сжатым воздухом оказалась лучшим методом: вплотную водим торцем шланга по абразиву -  и пыли там как ни бывало.

3. Бесконтрольный очень сильный наклон лонгборда при езде в гору - колёса могут достать до платформы (кроме доработанных шасси Seismic), что практически аналогично попаданию камушка под гайку. Это скорее конструктивный недостаток переднего рычажного шасси LDP-лонгборда из-за очень мягких полиуретановых вставок и смещении веса на нос доски при линейной технике пампинга.

4. Старый асфальт с выступающими камушками - очень большое сопротивление качению, сильные вибрации -  становится абсолютно неинтересно и просто неприятно кататься. Ухищрения с амортизаторами помогают отчатси, но лучше поискать хороший гладкий асфальт.


Пружинные шасси Seismic - линейная связь наклона и поворота.
Пружинные шасси - это прогресс по сравнению с мягкими классическими рычажными - точность работы и долговечность конструктивных элементов. Однако качество изготовления оставляет желать лучшего.

Ось с колёсами может поворачиваться только в плоскости, дозволенной ось-винтом, для сохранения высокой точности под большой нагрузкой ось-винту в этом деле помогает пара трения - плоскость у оси с колёсами и плоскость на площадке крепления к платформе.



На этой фотографии пример плоскости с наклоном 45 градусов к вертикали (чем больше этот угол, тем более вертлявая доска); ось вращения, соответственно, строго перпендикулярна этой плоскости. Но не всё тут оказалось идеально...

Навиливание чуточку в гору на асимметричном по шасси лонгборде:


На этой флэш-анимации показан замедленный в десять раз один период навиливания по очень хорошему асфальту чуточку в гору на асимметричном лонгборде.

О катании за городом.

Крутой участок 8-км трассы:


На двух фотографиях одна и та же горка с противоположных сторон.
Она и вызывала наибольшие затруднения - уклон слишком велик, да и протяжённость метров 100. В 2011-м я лишь мечтал в неё въехать на лонгборде, а в 2015 просто въехал без особых усилий комбинированной техникой - скрутки + линейная.
Настроение, температура воздуха и время суток имеет немалое значение. Лучшая температура 10-15 градусов. Лучшая одежда - футболка. Лучшее время - ранний вечер перед заходом августовского или сентябрьского солнышка или позднее утро. В жару лучше кататься без напряга, петелить или загорать:-)
 
Трудно, конечно, найти дорогу где почти нет машин и при этом лежит новенький асфальт, но, как оказалось, вполне возможно. Свежий воздух - польза для здоровья очевидна. Это гораздо полезнее чем быть любителем спорта с бутылочкой пива; тем более русская народная мудрость гласит, что от пива пузо растёт, а корешок сохнет). 

Также оказалось, что рельеф местности делает катание более интересным и техничным, хотя первоначально искал как можно более ровные дороги. Главное чтобы снаряжение способствовало развитию техники катания и было абсолютно понятным. Принцип современной авомобилистки "села и поехала" здесь в отношении лонгборда просто неуместен - это мой вывод на основании пяти сезонов катания - надо уметь "влезть" в любую часть конструкции лонгборда.

Следует обратить внимание достаточно тренированных лонгбордистов на лыжероллерные трассы - они сложны в плане рельефа и хороши в плане асфальта. Покатал часок на дмитровской, по меркам летних лыжников пологой - приятно устал (зимой 2009 на этой же трассе сам катался на лыжах и подъёмы казались весьма посредственными). В 2014-м закрыл сезон 23 ноября: при минус пяти отлично каталось, но как только чуть посыпал снежок и лонгборд стало легко заносить - "значит пора браться за сноуборд":-).  

Нет пыли, колёса держат отлично, правда осенью листья или иголки деревьев препятствуют постоянству хорошего сцепления. Свежий лесной воздух!

2011.
Первый сезон на лонгборде. На слегка асимметричном варианте шасси средняя скорость на 7,9 км дистанции (туда-обратно по 3,95 км) с отличным новым асфальтом и холмистым рельефом - 16 км/ч; цель - проехать быстро, но с  интересом. В одном месте (что на фото выше) приходилось 30-50 метров пройтись пешком - слишком крутой участок подъёма, где на обратном пути на пределе заноса удавалось замедлиться свиливанием, если не ехать по прямой.
На симметричном варианте шасси с пружинами средняя скорость упала до 14,5 км/ч, и словил свою первую болтанку. Но что самое важное, однажды удалось преодолеть все подъёмы (первичная доработка шасси Seismic сыграла ключевую роль).

2012. Новая самодельная платформа с увеличенным расстоянием между осями шасси (91 см), хорошая крупная шкурка и отсутствие пружин позволили без остановок проехать те же 7,9 км за 27 мин 30 сек, получив среднюю скорость 17,2 км/ч, чередуя линейную технику с преимущественной техникой на скрутках. Это стало явным аргументом в пользу симметрии лонгборда для пампинга на длинных дистанциях со сложным рельефом, тем более что качество асфальта на большей части пути за год явно ухудшилось - добавилось сопротивление качению. Что касается затраченных сил, то катил не в полную мощь, хотя "пот со лба" при продолжительных ездах в гору - сформировавшаяся норма моего подхода к катанию на лонгборде "за городом".

2013. Платформа с базой 99 см дала прирост максимальной скорости, а амортизаторы и большие 90-мм колёса хорошо обработали состарившийся асфальт. С другой стороны, большой момент инерции 110-см доски при массе 4,7 кг уменьшил КПД и езда стала требовать дополнительных сил при быстрых виляниях. Ещё одним и, пожалуй, более значимым минусом этого лонгборда явилась большая высота платформы, из-за чего труднее выполнять силовые скрутки при езде в гору и возрастает вероятность ошибки. В итоге привычная уже 7,9-км трасса была пройдена за 25 мин 30 сек - со средней скоростью 18,6 км/ч, то есть  быстрее чем за год до этого. Главным удивившем обстоятельством явилось то, что удалось без проблем вогнать длинный борд в ту самую крутую горку, о покорении которой даже не мечтал в начале катаний 2011-го, но однажды всё же произошёл срыв передней ноги с платформы. На спусках ехал ровно без тормозов, стоя на носу платформы, компенсируя небольшим наклоном давление встречного ветра - болтанка не возникала несмотря на вертлявые шасси seismic 45/130 без пружин. 
Следующая аккуратно сделанная платформа с амортизатором (фото ниже), позволила повысить среднюю скорость до 19,0 км/ч, пройдя трассу за 25 минут при первом же испытательном заезде. Подарил. Её длина 104 см, расстояние между осями 95 см. Возможно важную роль сыграла погода и одежда: атмосферное давление невысокое, прохладно и полный штиль, а одежда - лёгкая футболка.


2014. Асфальт на маршруте стал заурядного качества и задача стояла не только в том, чтобы выжать скорости на трассе с помощью оттачивания техники катания и амортизаторов с большими колёсами, но и в том чтобы выискивать наименее изношенные участки асфальта. Время для доработанной (облегчённой и заниженной) доски с базой 99 см - 24 мин. 15 сек., средняя скорость 19,55 км/ч. Обувь вновь та же что и 2011-м - лёгкие кросы с жёсткой полиуретановой подошвой. (Массу доски уменьшил до 4,25 кг, выбрав лишний материал; убрал люфты и смазал графитом оси порядком изношенных шасси seismic). Кроме манёвров по поиску менее изношенного асфальта на дороге, выработал следующую тактику езды:
1. с горы без навиливаний ехал не просто смещаясь на нос доски, но и наклоняясь корпусом вперёд по движению - меньше сопротивление воздуха.
2. На умеренных подъёмах или по ровной дороге - линейной техникой, стараясь минимально наклонять платформу и быстрее переключать усилия. Линейная техника даёт больше скорость для большого лонгборда с большим моментом инерции.
3. В горки с сильным уклоном ехал комбинированной техникой: скрутки плюс линейная, активно работая и передней и задней ногой; простой линейной ехать даже не пытался - тяга была слабая. 
Кроме того, ездам в гору очень поспособствовали тренировки на лыжероллерной трассе, где въехал во все горки без остановок.  В общем год 2014 был скорее посвящён развитию техники катания, чем снаряжению. (Мелкие переделки - по необходимости малоинтересны; а принципиальные конструктивные решения не дозрели).

2015. Новый асфальт, вдруг положенный до "места моей летней дислокации" перевёл пампинговые заезды с прежней 7,9-км трассы на 9,9-км трассу (по 4,95 км туда-обратно). Рельеф менее разнообразный - большей частью ровный, но с одной трудностью: постепенно нарастающим хоть и малым уклоном затяжного километрового подъёма, завершающегося достаточно крутой 200-метровой горкой. Время заезда тёплым сентябрьским вечером 29 мин. 52 с., что означает реднюю скорость 19,9км/ч.
По прежней 7,9-км трассе съездил лишь 2 раза, но с большим удовольствием и со средней скоростью 19,35 км.ч (24 мин 30 сек.), что для достаточно потрёпанного асфальта видится сносным результатом в плане объективной проверки поддержания физической формы. Все подъёмы кроме самого крутого проехал линейной техникой, заточенной за лето на "10-км равнине". Эта же трасса пока мне нравится более остальных несмотря на безнадёжно стареющий асфальт из-за интересного рельефа, а также её огромного участия в эволюции техник катания и снаряжения...
Лонгборд тот же самый; техническими переделками не занимался более года, не говоря о новых задумках. Видимо настала стадия развития тела и техники катания, а не снаряжения:-) Отмечу также перекос этого сезона в сторону линейной техники, поскольку научился продолжительно пампить упругими маятниковыми движениями при согнутых ногах  с минимальным наклоном платформы лонгборда. Особо важно умение выталкивать лонгборд и задней ногой, а не только передней с применением небольших скруток.

2016. Всё-таки в завершение шестого сезона скоротсное "катание на время" ушло на задний план, вновь уступив интересу к симметричному развитию тела и, на этот раз, катанию другой стороной: как-то незаметно для себя удалось освоить "прожиточный минимум" набора навыков привычной стороны: петелить с горки, замедляться с горки скрутками, мощно ехать в горку и ехать по ровной трассе линейной техникой. Не освоил лишь скоротсную езду другой стороной - очень сложно оказалось минимизировать наклон лонгборда и при этом прикладывать ритмично-быстро большие усилия сдвига.

2017. Начало сезона посвящено тренировке сноубордического принципа динамичных связок резаных поворотов - петелькам-про на горках лыжероллерной трассы - о чём отдельная страница, а заодно и катание другой стороной стало занимать половину времени. В первом за сезон заезде "на время" по 9,9-км трассе получил среднюю скорость 19,3 км/ч (время 30мин 45 с.), а в начале сентября заезд на эти же 9,9-км случился за 29 мин 26 сек, то есть со средней скоростью 20,18км/ч. Получается что порог 20км/ч для средней скорости преодолён несмотря на покоцаный асфальт благодаря
новому "солнечному" (т.к. деревянному:-) лонгборду с амортизаторами,
хотя, возможно, ещё и набрал выносливости в ногах катанием на уницикле по лесным ухабистым дорожкам... Пример того, как одна практика подтягивает другую: новая старую. Но меня больше радует что стал заезжать в сложные горки другой стороной без перенапряга, а тема секундомера в этом сезоне освежилась лишь из-за испытаний нового самодельного лонгборда:-).

Проблемы, связанные с рычажной конструкцией шасси и доработки.

1. Износ мягких полиуретановых вставок, упруго центрирующих поворотный рычаг относительно петли оси с колёсами. На фото одна и та же с разных сторон, а всего их две; они сжимают с двух сторон петлю оси и возвращают её из повёрнутого положения. Косяк производителя - использование в качестве рычага обычного болта с длинной резьбой, а резьбы достаточно 10 мм. 


Хреново выглядит - не так ли? Что же делать? Менять, подскажет читатель. Сейчас бы я насадил на резьбу термоусадку, а в качестве вставок, как подсказали товарищи можно успешо использовать отрезки вакуумного шланга..

2. Износ пластиковой чашечки для шаровой опоры оси рычага и бессмысленные потери на трение. Тут ясно, что производителю заморачиваться о смазке дешёвых штучек абсолютно неохота!

В итоге чашечка быстро вытирается "шаровым" наконечником опоры оси с колёсами. К тому же наши силы при езде тратятся на нагрев и износ этой самой чашечки.
Выход: смазка, но как смазать её надолго, если чашечка при езде повёрнута вниз и смазка из неё постоянно вытекает?
Простое решение:
Намазать густой "велосипедной" смазкой чашечку изнутри, мыло уже не в теме - быстро вытирается.  
Считаю уместным здесь упомянуть об окончательном было своём отказе от рычажной конструкции поворотного механизма для езды в гору, поскольку невозможно получить максимально легко поворачивающиеся оси с колёсами. Однако "жирность" работы классичесих шасси всё же потребовала "не списывать их со счетов", а доработать ещё и комбинацию вставок на поворотном рычаге.
На фото показана удачная по жёсткости, упругости и амплитуде стойкая к износу комбинация из двух разрезанных пополам вставок: средней жёсткости красной и малой жёсткости белой. И надолго забываем про их износ, так как убивает "бушинги" кольцо..

Для очухивания от охмурения понтами и брэндами, можно взглянуть на фото шасси т.н. "советского скейта" или точнее "доски роликовой для взрослых". Всё без надписей, но точное литьё и шаровая опора действительно шаровая, а болт с тонкой головкой ввинчивается в базу, что позволяет задавать жесткость не увеличивая риск поймать гайкой камушек на асфальте. Платформа советского оригинала конечно же красного цвета и полное говно в плане пампинга, поэтому и была выброшена из рассмотрения сразу же (очевидно люди делавшие платформы сами особо то не катали:-). В общем собрал небольшой учебный снаряд с самодельной облегчённой простейшей платформой.  Едет он или нет, можно увидеть в видеоролике года 2015.




Недостатки осевых пружинных шасси Seismic, доработки для лёгкого поворота и увеличения его амплитуды.

1. Производитель сделал бяку - добавил по центру основных коротких жёстких пружин (чтобы не вываливались) длинные тонкие, которые имеют малый шаг и, смыкаясь, витками вдруг резко и преждевременно ограничивают поворот оси с колёсами. Это очень неприятный момент, перечёркивающий всё плюсы этих, было совершенных, шасси. В Seismic не решили конструкторскую задачу для "мягкого" шасси. Ну хотя бы вспомнили как устроен пружинный матрац, но ведь нет же, сделали цилиндрические, да ещё из круглой проволоки...
Вот эти говённые пружины:

Именно на них я и словил свою первую болтанку.
Внутренняя - маленькая и портит всё дело, видно что она сильно деформирована - смял специально, иначе ехать было совсем противно. Сначала заменил её, а затем и внешнюю большую пружину.

Оказалось, что подошла пружина от пневматический винтовки  - из неё сделал две пружины (по 65 мм, 9 витков).
Длина и мягкость "самодельных" пружин позволила отказаться от внутренней пружины в конструкции - они не вываливаются в крайних положениях оси с колёсами (при длине менее 60 мм пружины могут вывалиться). Амплитуда поворота увеличилась до нормальной и сам поворот стал достаточно лёгким. 
Пружины, конечно, имеют свойство садиться со временем, тогда укоротившись они могут вывалиться из шасси. Но к счастью, производитель сделал на оси с колёсами выворачивающиеся стержни-опоры.

Если просверлить насквозь "черные грибки", что на фото справа, и вывернуть оси-опоры до конца то будет надёжно удерживаться даже севшая пружина.
Следующий важный момент, позволивший преодолеть неслабые подъёмы на лонгборде - это смазка оси сухим графитом.
(Шасси Seismic нельзя смазывать жидкой смазкой, поскольку на неё моментально сядет пыль и получится абразив вместо смазки). Спустя много километров навиливания, шасси обретает люфты из-за износа трущихся плоскостей-опор, эта проблема легко решается подкладыванием под головку оси-болта гладкой шайбы требуемой толщины, обычно доли мм.
Почему сухой графит снижает трение? Его кристаллы легко разваливаются по плоскостям - именно это свойство и обеспечивает сухую смазку, выдерживающую огромные давления и перегревы.

Что же интересного случилось далее? Сломались передние пружины от усталости!!!, точнее одна сломалась на три части, а другая потрескалась в нескольких местах - и с потрескавшимися пружинами, видимо, катался "долго и счастливо".

Естественно попробовал катнуть без передних пружин - и понравилось. Убрал и задние  - тоже неплохо. Навык требуется чёткий, но ехать в гору стало ещё легче, правда с горы съехать по прямой сначала не рискнул, помня о болтанке. Хотя если стоять на доске как при линейном пампинге (над передним шасси), то болтанка принципиально не возникает; впрочем я так и ездил раньше по прямой с горок на первом асимметричном варианте лонгборда. Итог таков, что выкидывая пружины и смазывая графитом ось и плоскости, получаем очень подвижное и качественное разгонное шасси.
2. Шасси едет более жёстко и шумно  по неровностям асфальта, поскольку не имеет мягких вставок, в часности, чашечки шаровой опоры. Колёса хуже перепрыгивают через камушки. Однако это не повод расстраиваться, поскольку под шасси можно сделать две дополнительные полоски-подкладки из 5-мм мягкой вакуумной резины - или ещё какой эластичной и прочной. 


Позже вместо полосок использовал трубки из той же вакуумной резины. Это как бы простой выход для стандартного крепления. Более сложный и эффективный - трёхточечный амортизатор, описанный на странице о самодельном лонгборде.

3. Неустранимый недостаток - мал продольный размер посадочного места под подшипники, то есть крайний подшипник садится на ось на пределе, что исключает регилировку расстояния между колёсами с помощью дополнительных шайб. На фото всё видно:


В целом Seismic - очень хороший механизм для гражданского населения планеты, но можно было сделать лучше, хотя бы точнее соблюдая размеры и не заморачиваться разноцветными пружинами:-). 


Лонгборд: конструкции, принципы катания в чистой траектории без заносов.

мой проверенный лонгборд и набор лонгбордиста

Надеюсь, изложенное ниже пригодится не только сноубордистам в качестве летнего занятия. У меня получилось так, что заинтересовавшись лонгбордом в плане пампинга, а вовсе не в качестве летней замены сноуборда, летом 2011 купил в США "Longboard Larry Walkabout", катался пару недель смахивая пылинки, а потом обратил внимание, что халтура в сборке: между подшипниками в колёсах не было вставок; вот те и "made in USA". Вывод - хочешь кататься на лонгборде, буть любезен разобраться с нехитрым набором его составных частей:-) 

Лонгборд оказался очень интересным после хорошего сноуборда, значит эта штуковина заслуживает особого внимания, но здесь есть смысл уточнить: меня нынче интересует только универсальный лонгборд, на котором можно ехать по ровной дороге, в гору и с горы: как без тормозов с умеренным встречным ветерком, так и более интересным способом - контролируя малую скорость, непрерывно замедляясь без заносов, что некоторые называют "антипамп". В качестве примера общего характера добавлю видео конца сезона 2014. И окружающая лесная обстановка не случайна, я предпочитаю катать "за городом" в двух основных вариантах: на лыжероллерной трассе - нет машин, лес, почти идеальный асфальт, сложный рельеф местности или гнать "на время" прохладным вечерком по менее рельефной загородной дороге, где мало машин. Идею перемещения на лонгборде по городу я забросил на втором сезоне по причине антисанитарии этого занятия типа заплёванности асфальта городских тротуаров хотя нынче и случаются исключения. (Ведь с колёс всё летит на доску, и мы потом её, пыльную, берём и бережно несём в руке). Полностью исключил езду по мокрому асфальту, поскольку сцепление гладких полиуретановых колёс с мокрым асфальтом очень уж слабое, да и доску потом хрен очистишь от грязи...

Лонгборд, разумеется, не соперник сноуборду по ускорениям и перегрузкам в резаных поворотах - колёса на асфальте держут слабее, чем стальной кант на жёсткой трассе, зато на ровном асфальте его качению оказывается ничтожное сопротивление и мал радиус поворота. Отсюда следует возможность поиграть с такими тонкими эффектами как езда по ровной дороге, в гору и замедление с горы. Их физическая основа одинакова - игра с силами инерции, возникающими при движении колёс по кривым траекториям. Важно, что наиболее эффективен принцип маятника в движениях, позволяющий гармонично возвращать в дело остаток механической энергии из края движения тела. В 2016-м я, честно говоря, немного подзабил на лонгборд в пользу чистых занятий маятниковым принципом движений, проработки силовых натяжек в краях и ритма; а случилось это ещё и в силу объективных причин: жаркое лето с теплыми вечерами не позволило мощно ехать без перегрева. 
 

Описать различные техники движений тела, разгоняющих и замедляющих лонгборд, решил отдельно и эти описания несколько субъективны. Базовых для легко поворачивающихся шасси лонгборда вырисовываются две: простая линейная на "маятниковых погремушках" и  на силовых маятниковых скрутках туловища, поскольку основаны на двух различных степенях свободы - маятниковых колебаниях тела поперёк продольной оси лонгборда и скручиваниях верха тела относительно ног. Техники смешиваются в любых пропорциях и в чистом виде никогда не существуют. Линейная техника даёт больше скорость на любой доске, а техника на скрутках - больше тягу на малой скорости и более удобное замедление. Важны простые принципы: основные усилия приложены в плоскости дороги, а движения имеют ритм в чередовании силовых краёв маятника, возвращающих энергию колебательного движения тела, которая не перешла в энергию поступательного движения. До последнего времени предпочитал катать линейной техникой кроме мест крутых подъёмов или при необходимости замедления на проблемных покрытиях (сырость, песок, листья, слишком крутой уклон) - здесь без скруток никак. Но в начале сезона 2017 применил прокатку из темы петелек при спуске с горки в пампинге, сделав его двумерным: видоизмененил колебательную линейную технику в двумерный пампинг с полупериодным навиливанием, дающий хорошую скорость, но с меньшим ритмом: в этой технике как бы вращаем лонгборд обеими ступнями, а не колеблем как в линейной...
В качестве замедления с горки очень интересны оказались "петельки", точнее "петельки-про" - замедление гармонично связанными округлыми поворотами: случился качественный скачок в осознании петелек на лонгборде - аналогии сноубордических дел зимой, а также практически стал стирать грань между ездой разными сторонами.

На техническую сторону в смысле конструкции лонгборда подзабил начиная с 2015-го, хотя искорка новых идей амортизации и динамической смены углов (в зависимости от нагрузки на нос или хвост доски) ещё тлеет. В настоящее время неспеша делаю новый лонгборд с амортизаторами аналогичными уже используемым, но задача сделать аккуратнее и частично реализовать идею о самонастройке углов  под стойку (при большей нагрузке чуточку увеличивается угол поворота оси).

Очень интересное мнение высказал автор видеоролика о езде на скейте не отталкивась ногой "тип-топом": с одной стороны справедлива его мысль  "уметь кататься на скейте - значит не толкаться ногой", а с другой стороны, вызывает сомнение, что "пампить утомительнее, чем тип-топить". Это как раз пример того, что человек пытался пампить те лонгборды, что плохо пампятся и сделал чрезмерно общий или преждевременный вывод исходя из своей узкой практики, особенно это бросается в глаза на его видео о езде в гору тип-топом и старта с места. Для сравнения приведу свой видеоролик существенной давности старта с места техникой силовых маятниковых скруток в чистой траектории колёс (без разрывов или заносов), дабы читатель сам сделал выводы. 

Приблизительное содержание основной колонки таково:
-Лонгборд и сноуборд.
-Разбор темы разгона и замедления на лонгборде без заноса - игра с силами инерции.
-Использование маятниковых силовых скруток корпуса для ускорения и замедления.
-LDP лонгборд и переход от него к симметричной доске.
-Итоги по практике катания.
-Обувь для пампинга.
-Подшипники и колёса.
-Болтанка - проблема начинающего или способ замедления практика со стажем?
-Словарь терминов с примерными ценами.
 
Правая колонка - полезные дополнения прикладного характера:
Разбор принципа работы рычажного механизма поворота осей шасси.
Противопоказания к катанию.
Пружинные осевые шасси Seismic 45 - линейная связь наклона и поворота.
с 2011 объективно о катании.
Недостатки конструкции шасси Bennett 5.0.
Недостатки Seismic; простейший амортизатор.

 
Лонгборд и сноуборд.

Снаряды близки по духу, но сноуборд и лонгборд - далеко не одно и то же. Что проще в освоении и управлении? Конечно же лонгборд, но ньюансов столь же много.
Соответственно, начинающим сноубордистам летнее занятие в виде пампинга лонгборда привьёт желание и зимой катать без заносов - "чисто на кантах", что определяет перспективность занятий сноубордом, переводя его в рязряд более чем увлекательных. Темы как минимум, взаимодополняющие, так что все времена года станут хороши.

Перекантовка.
Если на сноуборде катаем резаными повортами по жёсткой трассе, то требуется явная перекантовка, ширина которой почти всегда есть ширина сноуборда. Во время перекантовки сноуборд не поворачивает, а радиус дуги меньше радиуса бокового выреза; это означает, что одна дуга не может плавно смениться другой, также происходит периодический "скачок" на ширину перекантовки.
Понятие "ширина перекантовки" для лонгборда стёрто: нет ширины, всё плавно - колёса ж не должны кантоваться! Единственное, что имеет значение - жёсткость поворотного механизма: чем он жёстче, тем больше требуется сместить вес для увеличения наклона платформы ради уменьшения радиуса поворота.

Управлене радиусом поворота. Резаные повороты сноуборда определяются его прогибом и радиусом бокового выреза, наклон при закантовках лишь даёт возможность сноуборду зацепиться кантом за склон и больше прогнуться: адекватный наклону сноубордиста прогиб вовсе не гарантирован в случае чрезмерно закантованного сноуборда.
У лонгборда поворот очень мало зависит от прогиба-загрузки и определяется боковым наклоном платформы к асфальту - благодаря весьма простому механизму ось с колёсами поворачивается на угол, принципиально зависяший лишь от наклона доски к асфальту. Соответственно, лонгборд может поворачивать по очень малым и очень большим радиусам без проблем - лишь бы держали колёса.
По этому пункту лонгборд легче в освоении, нежели сноуборд - правила игры проще, да и кант он не ловит, разве что на грубом мокром асфальте нечто подобное может случиться.

Нос и хвост.
Если мы освоили резаные повороты на сноуборде - петельки, то удовольствие получаем огромное, при этом каков бы ни был радиус дуги, нос и хвост сноуборда двигаются по одной и той же траектории. Отчасти это из-за большого радиуса поворота. У лонгборда же это совсем необязательно: если наклон-поворотные устройства ("траки", подвески":-) имеют разные характеристики, то траектории носа и хвоста доски будут обязательно смещены и чем меньше радиусы дуг, тем сильнее. В частности, у LDP (long distance pumping) лонгбордов, специалицированных под длительную степенную езду на ровной поверхности, иногда немного в гору, нос может вилять короткими частыми дугами, а хвост при этом волочится почти прямо, что очень напоминает автомобиль. Сюда же можно отнести меньших собратьев LDP-лонгборда - слаломные скейты. По этой причине начало сноубордического сезона после слаломного скейта может вызывать временные трудности.

Сцепление с поверхностью и динамика поворотов.
Очевидно, что пользуясь кантами сноуборда в резаном ведении поворотов, мы достигаем двойных перегрузок, что для лонгборда невозможно. Ведь кант врезается в трассу, а колесо лонгборда удерживается в качении лишь за счёт силы трения, кстати, слегка "сползая" под нагрузкой. Поэтому для сноуборда выше скорости, выше перегрузки но и больше радиусы, значит лонгборд может дать фору лишь в динамике переходов от поворота к повороту. Именно это и полезно для сноубордиста в петельках на лонгборде - изучать на практике динамические принципы смен поворотов.

И всё-же главное отличие лонгборда и сноуборда - именно сопротивление их движению: если бы лонгборд не катился бы столь легко по хорошему асфальту, он не был бы интересен абсолютно. Малость сил споротивления позволяет разгонять лонгборд, ездить в горку и исследовать динамику смен поворотов на уклонах, ничтожных по сравнению со сноубордическими горками. И достаточно лишь шкурки на поверхности доски, да обуви:-)

В качестве сравнения можно рассмотреть два видео петелек - на лонгборде и на сноуборде.

  
Разгон и замедление лонгборда силами инерции от тела не толкаясь ногой от асфальта.

Прежде чем выходить на горизонтальный асфальт с лонгбордом для пампинга или покупать его, полезно бы разобраться с принципами разгона и замедления... Трудность обучения заключается в лишь том, что разгон навиливанием (пампинг) требует от тела очень быстрых движений-усилий, потенциально более быстрых, чем виляние самого лонгборда; посему, делая медленно и вдумчиво - "по уму", научиться не реально - нет чувства сил инерции, поэтому лучше сразу действовать быстро и неудачное сразу исключать. Поможет в этом как раз постановка задачи - понимать что требуется от тела, чтобы разгоняться или замедляться на лонгборде с приемлимыми для пампинга характеристиками.
Что касается характеристик самого лонгборда, то он обязан быть очень манёвренным, то есть давать возможность ехать малыми радиусами - менее
.

Рассмотрим, что ли, основной принцип пампинга, относящийся не только к лонгборду, который, как ни крути, сводится к простейшему сложению векторов. Школьных знаний по механике может не хватить, поскольку в школе всегда рассматривали всё идеальное и конкретное: если шарик на нити, то она нерастяжимя, если шарик на пружинке, то он не может раскачиваться - только колеблется и т.д., а в реальной жизни всё связано и вместо материальной точки - деформируемое тело с большим моментом инерции, то есть всё гораздо интереснее и непременно требует образного мышления, поддерживаемого багажом жизненного опыта. 
К примеру, возьмём "шарик на нерастяжимой нити" и заменим нить резинкой или пружинкой - получим не просто маятник, а случай из жизни: если такой маятник качнуть, то его качания отчасти или полностью перейдут в вертикальные колебания - произойдёт параметрическая "перекачка" механической энергии из одной степени свободы в другую, потом назад и т.д. до остановки. Почему "параметрическая"? Это происходит благодаря изменению параметра - длины подвеса маятника. Качели - всем известный пример параметрического резонанса из дошкольного детства, только многие дети не подозревают, что качели можно остановить по тем же принципам, что и раскачать.
Другой пример из жизни - бросок палки - обычно мы кидаем её не как копьё, а с закруткой, приближая её к центру вращения - совершаем работу против сил инерции: при этом линейная скорость возрастает.
Более чистый симметричный опыт: берём в руки две гантели и расставив руки в стороны неспешно раскручиваемся, потом быстро подтягиваем руками гантели к туловищу и что-то нас быстро раскручивает; обратным действием можно замедлиться. Для нас, раскручивающихся, это действие силы Кориолиса, а для неподвижного наблюдающего со стороны - лишь геометрическое сложение скоростей. Важно, что меняется не только угловая скорость, но и линейная, то есть растёт кинетическая энергия - это и есть наша базовая идея для пампинга. Если при этом мы будем иметь возможность вращаться с малым трением, например, на скамье Жуковского, то сможем до тошноты "насладиться" законом сохранения момента импульса и параметрической "перекачкой" механической энергии между степенями свободы. Более сложный несимметричный случай - бросок камня пращёй, но основа физики та же - векторное плавное сложение линейных скоростей.

Но пора уже отметить слегка обобщающий и важный в дальнейшем вывод: при замедлении происходит удаление массы от центра вращения, а при ускорении - приближение. И здесь всегда удобно пользоваться энергетическими соображениями: совершаем работу против сил инерции - повышаем кинетическую энергию, и наоборот: позволяем силам инерции совершить механическую работу - скорость уменьшается. Полезно также обдумывать механические процессы и как бы со стороны неподвижного наблюдателя, потому как если перейти сознанием в систему отсчёта неинерциальную, то одна только сила Кориолиса во вращающейся системе отсчёта потребует одеть очки и сморщить бровь.  

Как же теперь перейти к случаю с лонгбордом? Всё-ж туманно: где тут центр вращения и что, собственно, вращается? Здесь удобнее перейти от понятия центр вращения к понятию траектория движения лонгборда, точнее его колёс и осознавать общий энергетический принцип. Ведь траектория всегда связана с центром вращения радиусом поворота, который меняется при наклоне лонгборда. (Важное следствие - чем проще нам управлять поворотом колёс, тем больше возможностей в управлении лонгбрдом, значит тугие шасси ограничивают наши возможности). Для начала проще представлять себе разгон только лишь передними колёсами. Отдаляя наш центр масс от траектории в моменты уменьшения её радиуса и подтягивая центр масс к траектории в моменты увеличения её радиуса, мы совершаем механическую работу против сил инерции, что и добавляет нам в итоге смен поворотов линейной скорости в выбранном направлении - навиливание на траекторию - пампинг. Сама "перекантовка" попадает на моменты когда траектория прямолинейна, и происходит плавный переход от приближения к траектории к удалению от неё, усилие сдвига доски при этом достигает максимума - это суть эффективного разгона линейной техникой. Минимум усилия сдвига, соответственно, требуется на верхушках поворотов. (А если добавитиь технику скруток, то силами инерции будут обработаны и минимумы радиусов траектории - это есть комбинированная техника когда используются две степени свободы тела и обрабатывается силами инерции вся траектория.) Необычайно проблемно поехать простым навиливанием с места (без описанных ниже силовых скруток тела) - для эффекта нужны силы инерции, а они нарастают со скоростью. Обратное действие - замедление, требует "позволять" силам инерции совершать работу, приближая центр масс к траектории в моменты уменьшения её радиуса или удаляя в моменты увеличения - свиливание с траектории. В случае езды явно в гору или с горы сила тяжести добавляется постоянной составляющей к эффектам инерции и становятся полезными вертикальные движения тела. Силы инерции в более общем случае связаны не только с вращением, но и с колебаниями и просто с попыткой изменить скорость или её направление - дело в выборе системы отсчёта (обычно привязываю её к шасси лонгборда), а система отсчёта катающегося всегда изобилует силами инерции - найти самые интересные варианты для себя - дело индивидуальное:-)

Вспомним ещё, к примеру, катание на коньках. Переступая на коньках в большом повороте, мы можем разгоняться "переступая", уменьшая в моменты отталкивания средний радиус поворота, хотя каждое отдельное отталкивание происходит от прямой. Чередуя такие медленные повороты с противоположными можно постепенно сильно разогнаться. А если не переступать несколько раз, а лишь один - получаем частный случай - обычное катание на коньках, всем абсолютно известное и знакомое. Вот оно простое вектороное сложение скоростей. Ломаная траектория - лишь частный случай плавной - эффекты те же. Однако в отличие от конькобежца, нам требуется возвращать катящуюся опору, не отрывая её от поверхности, что сложнее технически, но выгоднее энергетически, поскольку на возврат не требуется потеря скорости - поворот лонгборда в пампинге именно для возврата и требуется, а разгонные усилия сдвига, как уже отмечено выше, в идеале максимальны на прямолинейных участках траектории колёс.
Но у лонгборда две пары колёс, траектории которых могут сильно отличаться, и эффект разгона складывается отдельно от каждой пары колёс независимо от типа сил инерции, поэтому в игру можно включить ещё одну степень свободы тела - скручивания. Специализированные для длительного навиливания асимметричные лонгборды (LDP) фактически разгоняются навиливанием только податливым передним шасси. Это простая для освоения схема, но она не позволяет полноценно использовать скрутки корпуса. Естественно, пробовал ехать и хвостом LDP-лонгборда вперёд, навиливая задним шасси, и с трудом удерживая равновесие. Если используем для разгона оба шасси и переднее и заднее, то скручивания туловища неизбежны, поскольку на заднее шасси сдвиг-давление оказываем чуть позже, чем на переднее.



(опыт 2013-2015) Восприятие более техничного навиливания-навинчивания на траекторию при чистом линейном пампинге передним шасси. Здесь всё очень просто: ноги чуть согнуты в коленях, тело в особом тонусе-натяжении и центр масс (таз) колеблется гармонично, выталкивая лонгборд противоположно своим качаниям поперёк общего движения по дороге. Образно напоминает то, как при взлёте птица клылом ввинчивается в набегающий поток воздуха, постоянно отталкиваясь от него. На почти синусоидальной траектории шасси есть почти прямые "отрезки-диагонали" и мы используем преимущественно их как и конькобежцы. Происходит "перекачка" энергии из колебаний в поступательное движение по вышеописанному принципу. Ритм высокий, техника линейная, скорость высокая, если уметь контролировать наклон платформы стопами. Например. Очевидна симметрия усилий.
Ещё можно замедляться короткими по углу поворота дугами, по сути обратное чистому линейному пампингу, но стрёмно и значит бесперспективно из-за сильного смещения на нос замедляющегося лонгборда... Поэтому как бы вывел тему замедления линейной техникой из рассмотрения, как очень опасный вариант.
Опыт 2017 Двумерный памп со смещением на нос лонгборда. Физика двумерного навиливания вписывается в изложенные выше принципы разгона. Далее - дело техники:-) А о технике двумерного навиливания решил сделать отдельную страницу с графикой.
В случае вышеописанного принципа быстрого линейного пампинга, мы прикладывали усилия просто поперёк лонгборда, компенсируя скрутками туловища его незначительные виляния, а продольная работа отсутствовала заменяясь жёсткостью стойки - натяжкой. А здесь мы подключаем ещё и силовой сдвиг вдоль лонгборда.

Описанная ниже тема разгона и замедления симметричного лонгборда чистыми скрутками туловища как раз может дополнить тему навиливания, позволяя обработать с пользой и "бесполезные для линейной техники верхушки траектории колёс", особенно на малой скорости - получаем комбинированную технику, весьма понятную телу и позволяющую катать как в крутые горки, так и медленно вниз при условии большой амплитуды лёгкого поворота осей с колёсами. Перед манёврами типа поворота или замедления я всегда перехожу в симметричную стойку, чтобы полноценно использовать скрутки и поровну распределить вес по передни и задним колёсам.


Принцип катания на маятниковых силовых скрутках туловища.

Если чётко отделить влияние краёв силовых скруток на разгон и замедление, от вышеразобранного эффекта с силами инерции - представить что скорость очень мала, то всё оказывается очень даже понятно, хотя в реальности эффекты всегда совмещены удачным образом, взаимодополняя друг-друга. Например, при малой скорости наибольшую тягу дают края скруток на "верхушках" поворотов в том числе из-за минимума радиусов дуг, а при большой скорости наибольший вклад даёт уже навиливание линейной техникой. 

Как происходит перекачка механической энергии из вращения в поступательное движение на краях скруток, поможет осознать приведённая flash-графика:


На рисунке показан момент сил M, кратковременно возникающий при остановке вращения нашего корпуса относительно наклонённого лонгборда и смене этого вращения на обратное. Фишка в том, что этот момент сил должен быть максимален в центре дуги - в минимуме радиуса поворота - тогда мы получим самое оптимальное направление векторной суммы сил N1+N2, приложенных от асфальта к шасси вдоль оси колёс. Эффект проталкивания лонгборда от сложения двух сил напоминает вылет косточки яблока, зажатой между кончиков пальцев. Само собой разумеется, что должны чётко совпадать ритмы скруток нашего корпуса и наклона лонгборда к асфальту - по мере разгона края скруток получаются чаще, а наклон платформы становится меньше - тяга от чётких краёв скруток ослабевает, давая больше вкладывать в наш разгон навиливанию каждой парой колёс с работой между краями, позволяя делать края скруток тела менее резкими.
Можно рассуждать иначе: момент сил M "толкает" лонгборд по дуге траектории: при разгоне по направлению езды, а при замедлении - в обратном направлении. Суть объяснения та же, просто оно более краткое и образное - по нему удобнее наработать рефлекс. И чем меньше радиус, тем меньше плечо действия момента сил и больше сами сылы - приходим к предыдущему объяснению. В реальности конечно же момент распределён от ступней до верха тела, но для понимания принципа достаточно приведённого объяснения. 

Внешне техника замедления чисто скрутками на малой скорости - это та же езда скрутками в другую сторону. То есть если мы научились ехать скрутками другой стороной, то значит мы почти умеем и замедляться. Только получается что при разгоне упор основной-надёжный в ступню задней ноги, а при замедлении - в ступню передней, поскольку платформа наклонена навстречу ступне и шанс соскальзывания отсутствует. Это удачное совпадение, поскольку при разгоне нас отклоняет на заднюю ногу, а при замедлении - на переднюю.

С конструктиыной точки зрения лонгборд желателен симметричным по шасси, а колёсные пары должны легко (быстро) поворачиваться при минимальном смещении веса поперёк платформы - фактически лишь наклоном ступней, причём с большой амплитудой. Слишком длинный снаряд отнимет лишние силы, а скорости особо не добавит: для каждого лонгбордиста получатся свои оптимальные соотношения углов и расстояния между осями.
Например, для моих 179 см роста и углов в 45 градусов, база между осями 95 см могла бы быть и побольше, а вот 99 см оказалось многовато. Возможно ещё лучший вариант нынче был бы - 42 градуса и 95 см меж осей, но мне уже лень заниматься столь мелко-принципиальными переделками. Что касается шасси, то для езд в гору или замедления необходима ещё и большая амплитуда поворота осей с колёсами. Из классических "рычажных" это bennett 5.0 с мягкими цилиндрическими вставками (бушингами), из осевых - seismic 45 градусов без пружин и, может быть, ещё шасси для карвборда.

Скрутки позволяют начать разгоняться с места даже немного в гору, если мал радиус поворота лонгборда, а также активно останавливаться без заноса колёс. Для замедления с горы без заносов скрутки туловища оказались гораздо практичнее и надёжнее любого свиливания большими по углу поворота дугами, даже на мокром асфальте. Вероятно это из-за особенности тела скручиваться выше голеностопа при силовых скрутках - нижняя часть тела плавно разгоняется-раскручивается по дуге, а верхняя в противоход плавно стопорит это движение. Ритмы скруток и виляния лонгборда должны совпадать, иначе наступает хаос; если ритм ускоряется выше некоторого индивидуального порога, начинается классическая болтанка (вобла) и её лучше гасить минимизируя наклон платформы техникой силовых скруток с жёстко поднятыми в стороны руками. Главное при гашении "воблы" исключить слабины в теле, оставив натяжку от пальцев рук до ступней. .

В качестве небольшого отступления от темы симметричного лонгборда стоит ещё раз упомянуть такое тихоходное колёсопожирающее средство, как вейвборд (waveboard) - "тумбочка на двух колёсиках". В скорости и нагрузках на тело вейвборд далеко отстаёт от лонгборда, но для коллекции навыков сгодится. Кажется так принято в США: "раз уж изобрели - значит надо продавать", сняв качестве розовой мормышки для потребителя какого-нибудь крутого райдера))). Однако ж если умудриться приклеить шкурку и заменить "колёса от тумбочки" на шасси siesmic без пружин с нормальными колёсами и подшипниками, то "повейвить" с ветерком очень даже можно.


Лонгборд для пампинга: знакомство, переход к симметрии и самоделке.

(этот раздел в старом варианте, кстати, бездумно передран  мусорным сайтом: studopedia.info/9-72831.html со всеми опечатками:-)
Здесь сразу отмечу, что недавно пробно запампил до хорошей скорости различные магазинные лонгборды по ровной трассе, но для этого порой требовалось выжать из тела максимум навыков. Обычное явление - малость амплитуды наклона и поворота колёс. Поэтому для начала обучения лучше иметь лонгборд типа того что на фото ниже или выбрать доску с максимально широким диапазоном углов лёгкого поворота осей и расстоянием между осями в среднем около 80 см или чуть больше. Встаём в магазине на платформу лонгборда и давя то пятками то носками наблюдаем за углом поворота колёс - нормально, если угол наклона лонгборда равен углу поворота передних колёс (45-ти градусная геометрия). Колёса не должны касаться доски и не должны кантоваться, что особо касается тех, кто мало весит. Вообще следует разделять продвацов и катающихся, лучше консультироваться на улице у различных персонажей лонгбординга и потом на сонове собранной информации искать в магазине, чем выслушивать "лапшу на уши" или шаблонные фразы от продавцов.


На фотографии специализированный LDP-лонгборд (LBL Walkabout) для неспешной езды на длинные дистанции, на котором и начал получасовое обучение. Видно, что переднее шасси (Bennett 5.0) поставлено посредством клиньев под большим углом к платформе, что обеспечивает сильную зависимость угла поворота колёс от угла бокового наклона платформы при езде. Заднее шасси Carver неповоротливые с коротким рычагом поставлено с малым обратным углом, что означает слабую зависимость поворота оси с колёсами от наклона платформы. В итоге мы имеем радикально асимметричный снаряд, нос которого сильно виляет, а хвост волочится почти прямо. (Аналогичный принцип заложен в настройки слаломного скейта, только ещё более радикально, при более короткой доске) Манёвренность не лучшая, мягко говоря, но с гор мчать можно без возникновения болтанок. Используя линейную технику, можно развить неплохую скорость на ровной дороге. Что касается формы доски, то из-за её выгиба передняя стопа постепенно съезжала к самому носу, пока не упиралась в его загиб.
Как там Вовочка сказал: "...Марь-Иванна, разумеется неудобно - ноги то разъезжаются..." 

Далее приведу ряд фотографий, отображающий эксперименты с настройками лонгбордов - тема, которая на данном этапе меня мало заботит, хотя изначально это казалось архиважным.


(уменьшение переднего угла - больше скорость)
Что означает угол? - это угол между плоскостью вращения оси с колёсами и перепендикуляром к площадке крепления шасси.

лонгборд LBL Walkabout заднее шасси заменено на пружинное Seismic
Результат второй очереди изменений, позволивший получить максимальную среднюю скорость летом 2011 (первый сезон): лонгборд LBL Walkabout, заднее шасси заменено на пружинное Seismic. Почему сходу не получилось использовать оба пружинных seismic 45? Попробовал, но их жёсткость оказалась великовата и амплитуда поворота колёс ограничивалась дополнительной тонкой внутренней  пружиной - смыкались витки - её заменил практически сразу.

лонгборд на seismic с пружинами от винтовки, углы одинаковы 52 градуса
Заменил переднее, классическое для LDP-досок, шасси "Bennett" на пружинное "Seismic", внеся в него мягкие пружины (от пневматической винтовки:-), исключив внутреннюю тонкую пружину-распорку. Жаль что за десятилетия истории лонгборда продолжают делать несовершенные конструкции... По-видимому, здесь подобрались и оптимальные для учёбы углы плоскостей вращения осей с колёсами - отличное взаимодействие ног и платформы - нет соскальзываний при езде в гору. Этот угол складывается из угла, заложенного в конструкции шасси (45), и продольного угла наклона самого шасси к платформе (7 за счёт клина). Сразу же после замены большую роль в технике катания стали играть маятниковые скрутки туловища относительно лонгбрда - удалось без особых затруднений одолеть трудные ранее подъёмы, проиграв, правда,  в средней скорости в привычном 8-км заезде.
 
лонгборд с шасси seismic без пружин угол шасси 52 градуса
Четвёртый сверхвертлявый радикальный вариант без пружин (они устали и потрескались:-) оказался очень кстати при езде в крутую гору и медленном спуске с той же горы. Неожиданно лёгкая езда в гору натолкнула на мысль "а не сделать ли углы плоскостей по 45 градусов ради прироста скорости..."

лонгборд для езды в горус шасси 45 градусов
И сделал углы по 45 градусов вместо прежних 52. Причём важным моментом видится использование импровизированных амортизаторов в виде полосок (или трубок) мягкой вакуумной резины (подробнее в правой колонке ниже), что сделало езду грохоталок Seismic более мягкой и даже сносно проглатывающей старенкие асфальты - немного снизилось сопротивление качению. Подвеска есть подвеска - смягчает...   Отсутствие пружин полезно и в плане самоостановок доски на уклонах - она не стремится умчать по прямой, как это случилось однажды с этой же доской, при первых обучениях разбившей себе нос о железную опору отбойника, а сама медленно петелит с горки. Интересный ранее подъём преодолеть удалось, но на самом крутом подъёме (в который удавалось неоднократно "с запасом сил" въехать с углами 52 градуса) соскользнула нога - мелкая изношенная шкурка отвергла брутальный подход.

Дале решил сделать простую самодельную доску большей длины и крупнозернистой шкуркой. В самую трудную гору въехал за счёт техники мощных маятниковых скруток с поднятыми в стороны руками. Это был пробный "панковский" вариант из почти плоской доски (без желобообразного выгиба), но как оказалось, весьма шустрый снаряд. "А что желобообразность платформы для пампинга уже не нужна?" Последние сезоны не вижу в жёлобе доски никакого смысла - главное крупнозернистость шкурки.
 
лонгборд для пампинга, переделанный в симметричный
Впрочем на seismic "замыкаться" не стал и поставил bennett 5.0 симметрично на первую платформу (LBL Walkabout), но с особой комбинацией жёстких и мягких вставок - в "классике" есть особая "жирная упругость". В гору ехать тяжело, но зато по ровной дороге получил очень приличную скорость и возможность покуражиться по-сноубордически благодаря большим радиусам и возможности смещать вес поперёк платформы из-за некоторой жёсткости шасси. Чем быстрее разогнать, тем лучше прёт в пологие горки. О езде в крутую гору тут, разумеется речи не идёт - не получается, как ни старался... но хорошо когда есть выбор на чём покатать. Людям тоже понравилось на нём прокатиться. Максимальную скорость получил линейной техникой с частыми движениями без "кантующих прыжочков". На том и закончилась эволюция первого и последнего покупного лонгборда - и он чётко занял  "место в строю", но далее был подарен...


самодельный лонгборд с амортизаторами
Далее пришёл к несложной идее амортизатора с площадкой-посредником и мягкой опорой на три точки, что описано на странице о самодельном лонгборде. На фото самый скоростной второй лонгборд с амортизаторами, его вскоре подарил, а первый чуть позже доработал до нынешнего состояния - на фото в самом верху страницы:-). Последняя здравая мысль в этой теме, возникшая при активном сравнении двух досок с базой 99 и 95 см: для скорости лучше немного уменьшить зависимость поворота от наклона, чем чрезмерно увеличивать расстояние между осями, а на подъемах в крутые горки использовать скрутки. Однако ж ключевая тема для вертлявых шасси и узкой платформы - это минимальность высоты над асфальтом, точнее расстояние от нашей стопы до места подвижности поворотного механизма шасси (для seismic - это место пересечения трущихся опорных плоскостей с осью вращения, для классических рычажных шасси - сопряжение шаровой опоры и её "чашечки").
Можно, конечно, вернуться к радикально асимметричной схеме и на новом витке проверить, но я хорошо помню этот тупик из-за бесполезности скруток туловища, да и последняя, покамест не реализованная, идея слегка подстраивающихся под стойку углов наклона шасси ослабляет важность этого вопроса. 


Итоги по практике катания.

Подведу, пожалуй, итоги не столько вышенаписанному, сколько проведённым на асфальте экспериментам.

Обязательным элементом защиты должны быть перчатки, подойдут и кожанные атлетические (на фото в самом верху).
Следующие по важности - налокотники и наколенники, затем шлем. Для малых скоростей достаточно перчаток, остальным не пользуюсь.

Лучшим образом разгоняться и замедляться в чистой траектории без разрывов позволяет только шасси с лёгким поворотом колёс. Оптимальный "учебный" угол плоскости вращения к вертикали 52 градуса, но для абсолютно мягких шасси (например seismic без пружин) угол 45 градусов предпочтительнее и доска получается шустрее. База меж осей желательна около 95 см или чуть больше. (Скейтеры конечно же могут похвастать что едут переставляя передние колёса, но тогда происходит разрыв траектории колёс и лишняя трата сил.)

В любой технике полезен навык силовых маятниковых движений тела - что в линейной, что на скрутках.

Тип мест катания разделился сам собой на два варианта: автомобилные дороги с умеренным рельефом для "катания на время" и дорожки лыжероллерной рельефной трассы в лесу для "катания в гору и с горы" без учёта времени.

Что предпочтительнее в качестве мягкого шасси: Seismic или Bennett? Если обойтись без конструктивных доработок, то рычажное Bennett с мягкими вставками лучше чем осе-плоскостное Seismic. Но если доработать и те и другие, то однозначно Seismic без пружин - более универсальный, а главное - утончённый вариант, с более дальним пределом совершенствования техники катания. С другой стороны, доработанные и смазанные классические рычажные шасси работают приятнее (нелинейно и без люфтов) и если нет интереса катать в крутую гору на скрутках или замедляться с горы разными активными способами, то их можно бы и предпочесть, правда сил они отнимают побольше.

Основной враг лонгбордиста в плане пампинга - лень и вялость тела, но и как спорт воспринимать эту разновидность физкультуры было бы ошибочно, даже если катим очень мощно; всё должно быть только по-настроению и естественному состоянию здоровья. Соревноваться полезно лишь с "собой из прошлого". Например, 2015-м въехал другой стороной в ту горку, в которую с трудом въезжал привычной стороной в 2012-м на доске с меньшей длиной. А катание привычной стороной приобрело лёгкость, которая проявляется объективно как меньшая перегрузка "дыхалки" в конце подъема и субъективно как внутреннее отключение лишних "подстраховывающих" напряжений. 

Очень полезно сноубордистам в теме резаного поворота - катать другой стороной вперёд, и петелить с горок на малой скорости с полной имитацией резаных поворотов. Смысл последнего дать упражнения телу, чтобы оно смого рефлекторно понять быстрое вхождение в поворот малого радиуса и затем перенести рефлекс на сноубординг. Научиться сносно катать другой стороной (покамест разгоняться, ехать в гору и петелить с горы) оказалось довольно простым делом, но очень занятным. Кроме того при смене сторон вката, общая усталость из-за подъёмов в горку устраняется.

Интересными и практичными оказались принципы двумерного навиливания, что ещё в стадии исследования.

Симметричная по настройками шасси доска приветствуется. Жёсткие "подвесы" выкидывают лонгбордиста из интереснейшей темы пампинга.

Обувь для лонгборда - очень важная составляющая.

По практике катания в теме пампинга сформулировал требования к обуви:
1. тонкая плотная плотная подошва (без пористости)
2. плотный верх на шнурках ниже голеностопа.
3. внутри нет скользкого материала.
Разумеется для пампинга приветствуется вентиляция в виде дырочек или сеточек, но оно же и ослабляет верх. Возможно хорошим вариантом окажется обувь для карабканья по скалам (climbing). Впрочем в конце сезона 2013 жестоко накололся с подобными "тапочками фирмы Evolv", поскольку на этикетке был размер 280 мм, а реально оказалось около 260 мм - оказывается так и должно быть:-) То есть если хотим не испанский сапожок, а удобные для пампига тапки, нужно брать минимально на три размера больше. Я очень удивлён скалолазами - в таких условиях нога не может существовать и нескольких минут...
обувь скалолаза, неплоха и для пампа лонгборда, но с размером не угадать

Вообще я нашёл очень простые кросы синие с белыми полосками за 900р - лёгкие и плотные, с жёсткой тонкой подошвой, внутри шершавые - изображены на фото в самом верху. Как показал опыт, точность обуви важна в первую очередь для скорости, так как малы амплитуды и велики усилия. А для езды в горку или петелек с горы первична тонкость подошвы, а не плотность верха.

Подшипники и колёса лонгборда
На отдельной странице о подшипниках описал их выбор и уход за ними, а точнее, что можно самостоятельно сделать, чтобы забыть о них. (Оказались не все подшипники достойно защищены от пыли, в случае колёс лонгборда решение для них нашлось). Подшипники серии 608 (8х22х7 мм) лучше покупать в "электроинструменте", выбирая те, что с обрезиненными защитными шайбами - в них почти не попадает пыль. Важно помнить, что в колёсах между подшипниками должны быть втулки-вставки 10,2мм, а не 10,0мм.
Не советую ставить колёса малого диаметра (меньше 70 мм) - высоки требования к качеству асфальта; 75 мм сейчас кажется "прожиточным минимумом". Слишком широкие колёса вредны тем, кто любит кататься не только с горы, но и в гору - то есть по малым радиусам поворотов (растёт сопротивление - попробуйте повернуть катящуюся по асфальту трубу). /Проверил крайне узкий вариант - колёса для роликовых коньков в качестве лонгбордовых - оказалось ехать можно, но при пампинге колёса сильно изнашиваются - часть сил тратися мимо. Сопротивление качению оказывается большее чем обычными широкими колёсами для лонгборда. Результат отрицательный/ Колёса для лонгборда с малой жёсткостью (77a, 78a)  не особо смягчают езду и не уменьшают сопротивление качению на грубом асфальте, но если кататься осенью в холодную погоду, то в них есть смысл. Жёсткость 80a для - моё предпочтение. Колёса диаметром 90 мм испытал успешно, но они всё же узковаты (50 мм) для своей высоты - представьте себе такую "гиперболу" - гонки ф1 на велосипедных колёсах и всё станет ясно:-).
Больше всего понравились 77х53-мм синие колёса (жёсткости 80a) "sector 9 formula race": оптимальное сочетание диаметра, ширины и жесткости; удачная плотная конструкция. Но к сожалению, сейчас их выпускают лишь диаметром 74 мм. 

Купил как то по дури колёса 107 мм (elecric flyweel), но вес их оказался 2,4кг - отдал страждущим, кто по сходной первопричине купил seismic 180 мм:-). 

Болтанка. Разбор проблемы "воблы".

В качестве отступления от темы разгона-замедления стоит упомянуть о езде с горы без тормозов - по прямой: если наш лонгборд симметричный, имеет высокую платформу и легко поворачивающиеся шасси (оба), то можно словить "болтанку" в ритме быстрого виляния доски: всё очень быстро и бесконтрольно. Болтанка (или вобла) может начаться и в случае слабо затянутых гаек жёстких шасси из-за люфтов. На вертлявом симметричном лонгборде безопаснее всегда контролировать скорость дугами (свиливать), а если хочется ветерка, то стоим ровно боком на прямых ногах, прочувствовав точно середину (продольную ось симметрии) платформы под стопами: передняя нога над колёсами, задняя между центром вращения платформы и передними колёсами, но ни в коем случае не между центром вращения и задними колёсами! Если болтанка возникает по забывчивости сменить стойку перед спуском, распрямляем колени и быстро переносим часть веса вперёд, без паники глушим резонанс, но это лишь временная мера и если впереди продолжительный спуск, то без смены стойки ехать крайне опасно - если не удалось переступить, то лучше вовремя спрыгнуть на обочину. Этот абзац - плод стрёмного личного опыта нескольких чудом пережитых болтанок; просто эмпирическим путём пришёл к способу устранения причин болтанки радикальным смещением стоп к носу лонгборда. А каково было впервые пережить болтанку, когда это вдруг началось и ты, не зная почему это началось, и чем это закончится, держишься усилием воли, пытаясь усмирить "взбесившийся" под ногами лонгборд.

В сезоне 2015 вынуждено и успешно использовал контролируемую болтанку для экстренного замедления при езде с горы - высокочастотное замедление техникой скруток. Получилось так, что разогнался с горки, а навстречу две машины и сзади неспеша приближается автобус - объезжать меня некуда. Спрыгивать равносильно многократному кульбиту по обочине, принял решение встать симметрично и замедлиться скрутками - получилось очень быстро загасить скорость и безопасно спыгнуть на обочину. Но повторять такой манёвр не могу советовать даже себе:-).
 
Попробовал вникнуть в общий основополагающий принцип всех типов болтанок, чтобы осознать физику: почему возникает болтанка и как прекращается, а иначе тогда зачем я её словил:-) А затем полученные выводы приспособить для пользы общества. Главное обстоятельство - тело не успевает контролировать процесс и возникает генерация колебаний-виляний. Как-то был невольным свидетелем уникальной болтанки на самокате: девочка разогналась на самокате с небольшой горки и словила болтанку на пару секунд, после чего нервы сдали и грохнулась - к счастью без повреждений, но очевидно меньжанула более чем. Сам ловил болтанку на сноуборде и одно время это даже стало переходить в опасное развлечение "швейная машинка" - болтанка на кантах при избытке скорости для карвинга. 
Если ещё посмотреть на видео болтанки лонгборда без лонгбордиста, то раз это происходит и без лонгбордиста, напрашивается вывод об объективности причины возникновения такого вида болтанки с некоторой скорости: повороты лонгборда в болтанке практически не меняют траекторию центра масс, и это означает, что он поворачивает и тут же опрокидывается на обратный поворот инертностью платформы из-за "центробежки" - шасси как бы запоздало подныривают обратно под центр масс. (Далее попытаемся разобраться почему "запоздало"). И надо заметить, воспоминания былых болтанок подтверждают такую гипотезу. И значит чем выше платформа лонгборда над узлом подвижности шасси (например, в классических рычажных - над шаровой опорой), тем легче присходит инерционное опрокидывание платформы и, соответственно, сама болтанка. Но возникает вопрос: почему если сместить не только вес, но и опору на нос лонгборда, то болтанки как ни бывало? Ответ очевидно надо искать в зеркальности поворотов осей симметричного лонгборда при наклоне платформы. Если стоим жёстко над передним шасси и едем, то минимальное отклонение тела от равновесия тут же вызывает столь же минимальный мгновенный поворот передних колёс "в правильную сторону", что моментально восстанавливает равновесие и ликвидирует отклонение. Так же и при случайном небольшом наклоне стопами платформы без смещения веса - отклонение мгновенно ликвидируется. А в случае с задним шасси всё наоборот: аналогично увеличивается любое отклонение или усиливается случайный наклон, но лишь при малых амплитудах. И важно не только какая часть веса приходится на заднее шасси, но и насколько чётко эта опора может вызывать наклон платформы. Иными словами для малых отклонений, переднее шасси создаёт отрицательную обратную связь на любые отклонения, а заднее  - положительную. При одновременной опоре на оба шасси возникает "борьба" обратных связей, в которой со временем всегда побеждает переднее шасси - и это время как раз и есть то запаздывание, которое определяет амплитуду болтанки и почти равно полупериоду болтанки. Почему же тогда при возникновении болтанок не происходит мгновенного падения лонгбордиста, а падает он зачастую от страха при более-менее обуздано болтающейся доске? Дело в том, что при больших амплитудах болтанок платформу вытягивает на равновесие "медленно и запоздало" переднее шасси - получаем уже явный быстрый поворот - это и стабилизирует амплитуду болтанки: она нарастает лишь до некоторой амплитуды, тем большей, чем ближе опора к заднему шасси, впрочем для многих этой амплитуды вполне достаточно чтобы запаниковать и, увы, грохнуться.
Болтанка - это обратная сторона комбинированной техники езды в гору на скрутках, то есть комбинированная техника замедления с горы на скрутках с высоким ритмом. Однако ж как обыденный выриант это пока не использую - риск неоправдан. Замедляюсь скрутками на малой скорости или еду без замедления, сместив стопы к носу лонгборда, исключая болтанку.

В качестве итога: болтанка возникает из-за высокого расположения платформы над местом подвижности поворотного механизма шасси при опоре задней ногой за центром вращения лонгборда. Проблема решается смещением стоп к носу лонгборда или использованием лонгборда с очень низким расположением платформы - на уровне осей. Более жёсткие шасси лишь отодвигают болтанку в область больших скоростей. Приветствуется также обувь с тонкой плоской подошвой. Упругость поворотных механизмов шасси делает болтанку более опасной-живучей, а вовсе не устраняет.

Лонгбордический словарь этой страницы, для ориентирования в магазинах.

Полагаю нелишне добавить про термины.

1. По конструкции лонгборда из того, что покупал в американских интернет-магазинах:
"deck" ($150) - доска со специализированной под вид катания геометрией и жёсткостью, абразивом на поверхности - платформа, к которой болтами крепятся:
"trucks" ($25 за 1 шт) - наклонно-поворотные механизмы - шасси, состоящие чаще из оси с колёсами и площадки с поворотным рычагом, которая крепится болтами к платформе через подкладки. Возврат оси с колёсами из повёрнутого состояния осуществляется пружинами или, чаще всего, примитивными полиуретановыми вставками:
"bushings" - усечённые конусы и цилиндры разной жёсткости с отверстиями под поворотный рычаг (реально это обыкновенный болт с длинной резьбой, к сожалению) - центрирующие полиуретановые вставки. Мягкие быстро изнашиваются если не вводить конструктивных доработок. Это своего рода расходный материал.
"durometer" - жёсткость полиуретана колёс и вставок, маркируется цветом. Мне больше нравится 80A для колёс. 
"wheels($50 за 4 шт) - колёса, оптимальный радиус 75-80 мм, 90 мм уже многовато. Хорошо крутятся благодаря подшипникам:
"bearings($10 - 30 и более за 8 шт) - шариковые подшипники чаще всего 8х22х7 мм (серия 608) по два на колесо. Подшипники требуется жёстко расставить внутри колеса, не зажав шарики, что обеспечивается благодаря:
"bearing spacers" - 10,2 мм отрезкам трубочек, но у ряда подшипников уже есть интегрированные вставки. Обычно пишут "10 мм", но точный размер высоты именно 10,2 мм. Почему? Скорее всего этот размер родился в дюймовой системе, где 10,2 мм = 4 линии = 0,4 дюйма. В общем если их делать самим, то высота трубочек должна быть 10,2-10,3 мм, причём размер этот очень важен: если будет меньше - перетянем подшипники, если размер больше - колесо будет болтаться при осевых нагрузках, в поворотах например, не говоря о пампинге.
"pivot cup"  - маленькая пластиковая чашечка, в которую упирается шаровый наконечник оси с колёсами. Изнашиватся быстро как артрозный сустав, если не смазать.
"hard" - все болты, шайбы и прочие железки, иногда ещё клинья-подкладки ("risers, rising pads") для задания углов установки шасси и высоты.

2. По езде на лонгборде и особенностях комплектации:
"Pumping" - лонгборд разгоняется за счёт ритмичного отдаления-подтягивания центра масс относительно траектории колёс - навиливание на траекторию. Требуется мягкие центрирующие вставки в поворотных механизмах шасси, особенно в переднем.
"LDP"="long distance pumping" - езда на длиннын дистанции, не отталкиваясь ногой - очень сильная зависимость поворота передней оси с колёсами от наклона платформы, а сам поворот очень лёгкий - мягкие центрирующие вставки. Обычно в таких досках задняя ось вращается существенно труднее, но суть не трудности её поворота, а в малой зависимости её поворота в плоскости асфальта от наклона платформы лонгборда. Тугое заднее шасси - чисто учебный вариант. Такой снаряд позволяет научиться как-то ехать лишь за полчаса, но дальнейший прогресс и скорость ограничивается слишком частыми виляниями передней оси и неповоротливостью задней. Езда в гору обламывается срывами подошвы с поверхности лонгборда.
"Carving" - за бугром так называют езду плавными дугами под уклон. 
Существуют конечно же специальные карвборды с большими колёсами, большой базой, прощающей ошибки развесовки по ногам и с пружинными шасси:
Ставить на карвборд маленькие колёса означает чаще падать, поскольку шасси карвбордов с виду просты и хороши, но требуют загиба носа платформы и в случае чего спрыгнуть с такой платформы проблематично.
Вообще очень полезно петелить с горки малыми радиусами на соответствующем лонгборде, задача - потренировать летом резаный поворот на сноуборде.
"uphill" - ехать в гору, требует хорошего навыка (КПД) хорошего сцепления подошвы и абразивной поверхности платформы. По ощущениям это то же навиливание по ровной дороге, но! будто бы по какой-то вязко-липкой каше, которая липнет к колёсам и мешает ехать независимо от скорости - так вот забавно подсознание воспринимает параметрический эффект. Необходим очень лёгкий поворот оси с колёсами при наклоне платформы и оптимальный угол плоскости вращения оси с колёсами к вертикали. Передняя нога работает активнее задней, если нет навыка симметричной техники езды на маятниковых скрутах туловища и симметричного лонгборда. По-моему, для развития рациональной техники ценнее проехать 100 метров в гору, чем 10 км по горизонтальной дорожке. 
"Downhill", "freeride" и "slalom" пока оставлю без дельных комментариев, поскольку глубоко не изучал: эти явления на мой взгляд не могут конкурировать со сноубордингом или слишком опасны в наших автомобильных краях с говёным асфальтом. Да и чертить варежкой по асфальту в поворотах очень неохота. Впрочем один мастер оказывается успешно подтормаживает ногой перед поворотами, да и в занос уходит редко и едва лишь касаясь рукой; следует заметить и тот факт, что его лонгборд по виду аккуратная самоделка из обычной доски - жёсткая вдоль и плоская, а не из клеёной изогнутой фанеры, да и шасси совершенно не "ширпотребной" конструкции - антиболтаночной... Что касается слаломного скейта, то это весьма катабельная линейной техникой миниатюризация LDP-лонгборда, но у меня не хватило бы усердия объезжать фишки, расставленные в строгом порядке:-).
"Push" - наименее интересное приложение усилий и лонгборда, лучше купить хороший самокат:-).

Помним, что сразу же после интенсивных физических нагрузок, например, после подъёма в гору на лонгборде категорически нельзя сразу же охлаждаться душем или купанием - перегружается сердце, переохлаждаются мышцы - элементарно простудиться. Пить холодную воду в большом количестве ещё более опасно, нужно пить горячую или тёплую. А вот спустя час поплавать для расслабления мышц очень и очень приятно. Однако и тут нужно быть осторожными, поскольку некоторые водоёмы, казалось бы, далёкие от городов, являются продолжением городскиих отстойников... Тема мерзкая, но в данном случае наши знания стоят на страже нашего здоровья.

Возможно читатель пришёл к выводу, что автор по-жизни заморочен исключительно лонгбордом и сноубордом, раз влез в мелочи и детали. Но готов заверить что это не так, например, не так давно меня увлекла подводная видеоохота (теперь, правда, не интересует:-). Просто всё произрастает из интереса развиваться, развивая и тело заодно. Недавно кроме турника с брусьями стал осваивать ещё и гири (24 и 16 кг), без фанатизма, разумеется:-).
Из анекдотичного, но реального разговора двух обычных городских женщин:
"-Как бы мне похудеть килограмм на пять, что надо для этого съесть?
- А зачем тебе худеть?
- Дак присмотрела курточку в магазине, но чтоб в она подошла нужно похудеть на пять кило."
Тётеньки, ну почему бы не начать хотя бы просто быстро ходить пешком???
Ещё одно современное явление - техника развивается, а человек деградирует: например, моноколесо или "гироскутер" - это, на мой частный взгляд, полная ерунда поскольку продольное равновесие держит электроника и человеку остаётся лишь быть статуей на колесе.
Совсем другое дело - одноколёсный влосипед (уницикл): на нём приходится активно держать равновесие: и вдоль движения, и поперёк одновременно, и  это, как показала практика, даёт прирост в лонгбордизме:-).