Пампинг лонгборда (навиливание). Простая "линейная" техника катания - движения тела лонгбордиста.


Это небольшая узкоспецаилизированная страница, задача которой описать простейшую технику пампинга лонгборда, точнее технику движений тела лонгбордиста, заставляющих лонгборд ехать по ровной дороге и вверх. Здесь сжатый обучающий материал для начинающего лонгбордиста - обучалка простому пампингу.
Необходимое условие - лонгборд с лёгким поворотом оси с колёсами, хотя бы только переднего шасси. Лучше если для начала это будет специализированный LDP-лонгборд или качественный слаломный скейт. Желательно также  учиться на дорожке без уклона и, разумеется, на гладком асфальте.
Недостаток этой техники катания в сильном смещении веса на нос доски и, следовательно, особой чувствительности к попадающим под передние колёса камушкам, шишкам и более высоким требованиям к ровности асфальта. Сейчас я её использую преимущественно при ездах на динные дистанции - выше ритм
пампа и, соответственно, скорость езды. Если хочется съехать с горки "по прямой", то стойка на носу доски принципиально не позволяет развиться болтанке даже при мягких поворотных механизмах шасси. Кроме того, линейная техника не отрицает наличие рюкзачка с пирожками за спиной, может быть в этом смысле она "там" и называется "long distance pumping":-)

По итогу сезона 2015 оказалось, что после тренировок быстрому ритму пампа (маятниковый принцип "натяжение - частичное расслабление - натяжение..."), оказалось легко ехать и в приличные горки: к своему удивлению, смог въехать в те подъёмы, которые казались ранее тяжёлыми даже для техники на силовых маятниковых скрутках. Читатель, вероятно, обратит внимание на некоторую дотошность к объективным результатам, но они стали важны лишь как объективный индикатор развития или деградации:-)


Что делаем для начала? Получаем начальную скорость, без которой дальнейший разгон невозможен. Встаём передней ногой на платформу точно над колёсами (ступня поперёк доски), толкаемся задней ногой и быстро ставим её на платформу поближе к передней (около ширины плеч, на рисунке близковато). Можно разумеется, ставить ноги широко, но тогда захочется активно помогать езде скрутками туловища; кроме того будет перегружаться работой колено передней ноги, если большую часть веса перенести на неё. Учимся держать равновесие, ехать ровно боком и немного управлять лонгбордом наклонами его платформы, а когда скорость падает слишком, спрыгиваем вперёд с лонгборда. Навык спрыгивать вперёд поможет избежать падения из-за камушков и прочих обстоятельств, внезапно тормозящих лонгборд. Если лонгборд симметричный по характеристикам шасси, то переднюю ступню ставим над колёсами или чуть ближе к центру доски, а заднюю стопу - примерно над серединой лонгборда. На фото выше - крайний вариант смещения на нос лонгборда, но именно такой вариант стойки максимально устойчив к болтанке: при относительно быстрой езде с горки без тормозов во избежании болтанок обе стопы лучше как следует сместить к носу лонгборда. (Катая летом длинные дистанции "на время", с горок я не замедляюсь, а наоборот стремлюсь к стойке с наименьшим сопротивлением для набегающего потока воздуха. Но ограничение улучшения аэродинамики заложено именно необходимостью стойки на носу лонгборда.)

Вторым делом учимся часто и мелко вилять носом  лонгборда, на котором, собственно, и стоим. Работаем в основном коленями и ступнями, корпусом специально не скручиваемся (скрутки тела не влияют на разгон при таком радикальном смещении веса вперёд, но лишь компенсируют повороты доски при виляниях). Для начала убеждаемся в том, что сам по себе наклон платформы лонгборда ступнями его не ускоряет - это было бы таким же чудом, как дёргая туда-сюда руль машины, разогнать её. Нужно затем постараться уменьшить амплитуду работы голеностопами и быстрее работать коленями и тазом, как бы упреждая их движениями повороты носа доски: колени работают опережая стопы - ритмично смещаем лонгборд под собой (типа гоним волну по телу, а стопы стремимся смещать с усилием почти параллельно асфальту с опережением поворотов). Главное, именно, не наклонять платформу стопами, а стремиться сдвигать её, заранее задавливая то пяточками, то носочками. (Для низких платформ задавливание не требуется.) По ощущениям нужно поймать возникающее сопротивление со стороны лонгборда этим движениям ступней; сопротивление - это показатель того, что мы его разгоняем. И ощущения эти очень неплохи, чем-то напоминая сопротивление ручного гироскопа-игрушки. Дальше выявляем оптимальное опережение работы коленей над работой стоп, опытным путём под свой лонгборд, ориентируясь на эффект ускорения. Остаётся лишь чётко научиться делать это максимально быстро. Очень большую скорость пока развить не получится - усилия сдвига малы, но ехать в гору уже вполне можно. Кстати именно езда в гору с небольшим уклоном хорошо обучает рационально действовать, хотя требует и сильного наклона платформы ступнями.

Почему техника линейная? Движения тела без явных силовых скруток, как в случае симметричной стойки и соответственно, техники на скрутках. Да, в линейной технике голеностопы немного скручиваются относительно туловища, но это лишь компенсация небольшого вращения платформы лонгборда. Основная энергия берётся из линейных колебаний тела поперёк лонгборда, отсюда и название - линейная техника - когда едем быстро, этот термин сам хочет высказаться:-). Линейной техникой можно назвать и памп конькобежца, например. Линейная техника использует для разгона области траектории, возле участков "перекантовки", где лонгборд едет почти прямо, а описанная на другой странице техника на скрутках - наоборот участки траектории в минимумах радиуса поворота - вершинками виляний. (Можно естественным образом комбинировать обе техники для езд в максимально возможные подъёмы, обрабатывая разгоняющими усилиями всю траекторию колёс).

Ещё часто возникает важнейший практический вопрос: можно ли торомозить на лонгборде "без пошлого заноса" - "дорогих колёс износа"? Ответ таков: если лонгборд сильно асимметричный, то поначалу проще спрыгивать с него, не допуская роста скорости. Можно контролировать скорость свиливанием, но оно гораздо менее эффективно, чем на симметричном лонгборде с обоими податливыми к поворотам шасси в симметричной стойке. Мысль о замедлении, аналогичном замедлению скрутками пока не прокатила из-за сильного смещения на нос лонгборда: опасно по итогам экспериментов 2015 - замедление стремится завалить через нос; однако эффект явно есть, но замедлению обратными скрутками он явно уступает. Аккуратно это можно использовать, но после пяти сезонов катания я бы назвал это занятие высшим пилотажем. Если кто из слаломщиков овладел такой техникой замедления ("антипамп") в ритме своего обычного пампа, а не большими "карв-поворотами" или даже чуть меньшими "петельками", то это, можно твёрдо сказать, мастер.

Можно также заняться разгоном и замедлением скрутками корпуса, о чём написал на отдельной странице (ссылка в конце), но лонгборд потребуется симметричный по шасси с большой амплитудой лёгкого поворота осей. Впрочем, люди порой проще воспринимают езду на скрутках, чем вышеописанной линейной техникой, поскольку попроще переключать движения. 

Вообще, чуть не забыл, цена лонгборда для пампинга должна складываться из двух основных качеств: цепкости "шкурки" платформы и амплитуды поворота осей с колёсами. Остальное - болтовня.

Ещё раз отмечу важное преимущество линейной техники со стойкой на носу лонгборда - не возникает болтанка, даже при быстрых  по сравнению с навиливанием ездах с горок. В общем так: линейная - длительно и быстро, а на скрутках - сильно:-) С сезона 2015 линейная техника очень скоростна и строится исключительно на маятниковых быстрых движениях минимальной амплитуды и максимально возможной паузой расслабления между упругими краями "маятника". Колени слегка согнуты, амплитуда минимальна, частота максимальна и усилия-натяжения тоже велики; само сдвиговое движение тела над лонгбордом инициирутеся качанием тазом, а при максимальном навыке удаётся сдвигаться почти всем телом относительно коленей. Ловим мощные короткие усилия от платформы в краях маятника как от передней, так и от задней ноги - для возврата энергии кача, и скорость переваливает за прежний привычный предел:-) Если поймать чёткий ритм упругих движений при минимуме наклона платформы стопами, то по ровной дороге можно продолжительно и сравнительно быстро ехать - видео ниже. Далее для меньшей усталости нужно увеличивать долю паузы-расслабления между упругими краями маятникового движения. Успехов! 

Скачать видео себе.

А ещё можно попробовать перейти к двумерной технике, где поперечные линейные колебания поперёк лонгборда гармонично дополнены продольными, что сам пока намерен исследовать, отображая выводы на отдельной странице ввиду принципиального отличия в технике движения тела, несмотря на идентичность стойки и внешнего вида качения. 

Перейти на основную страницу про лонгборд.  Перейти на страницу про технику разгона скрутками.  Перейти на страницу про двумерную технику навиливания