Разгон и замедление симметричного лонгборда. Техника катания на маятниковых силовых скрутках и её комбинация с линейной.

Изначально задача техники на маятниковых скрутках виделась в особых нагрузках на тело (натяжениях мышц в краях скручиваний), поэтому оставил для неё в основном подъёмы в горки и контролируемые медленные спуски с горок. После ряда сезонов катания принцип мятниковых скруток прочно занял своё место при катании в горку, но не в чистом виде, а в комбинации с простой линейной техникой навиливания (простым пампингом). В чистом виде тяга от маятниковых скруток максимальна в серединах дуг, а от линейных - при переходах между дугами траекторий колёс - поэтому комбинация техник даёт максимальную тягу, что уместно при ездах в горку. По положняку на скрутках также можно кататься, но скорость при этом будет меньше чем при использовании линейной техники. С другой стороны, при использовании линейной техники, элемент скручиваний всегда присутствует, и значит, тренируя технику на скрутках, мы выигрываем и в развитии линейной техники.

Для максимальной своей реализации техника езды на скрутках требует идеально податливых поворотам механизмов шасси, к тому же с существенной амплитудой, что редкость. Оба шасси идентичны, установлены под одинаковыми углами к платформе, оси с колёсами легко поворачиваются и колёса не задевают за доску в крайних ограничиваемых конструктивно положениях, платформа же не обязана быть строго симметричной, но это было бы уместно. Лёгкость поворота осей при наклоне платформы очень критична для полноценного использования техники скруток, особенно при езде в гору.
В качестве шасси я использую seismic 130 мм или 105 мм 45 градусов, без пружин с сухим графитовым порошком в осях. Ввиду отсутствия таковых в продаже, буду катать пока не износятся имеющиеся, а изнашиваются они уже лет пять - и всё никак не износятся:-)

Жёлтая точка на рисунке - это центр вращения симметричного по настройкам шасси лонгборда (если во время езды посмотреть вниз на лонгборд, то он будет вращаться относительно этой точки); для асимметричного лонгборда с неповоротливым задним шасси эта точка сдвинута ближе к задним колёсам - больше радиус поворота заднего шасси, чем переднего.

Всё же предположим, что мы уже приобрели навык управления лонгбордом и простого линейного пампинга - навиливания лишь передним шасси. Остаётся научиться разгонять и замедлять лонгборд, используя оба шасси, то есть на упругих скрутках нашего тела. Смысл движений в том, чтобы ступнями толкать шасси в противоположные стороны, используя инерцию скруток верхней части тела; часть энергии, не переданной поступательному движению доски, возвращается в виде скрутки тела в обратную сторону за счёт упругого маятникового "края скрутки". Если это делать в одном ритме с наклоном платформы и упруго, то можно как разогнаться, так и затормозить движение - по желанию.  (Кстати, упругие маятниковые "края" целесообразно использовать и в линейной технике при частых быстрых движениях на большой скорости также для возврата энергии, только здесь тело с силой колеблется, а не скручивается. Это также очень радует.) Важно исключить еезду на большой скорости с горок "по прямой" в такой симметричной стойке - это опасно болтанкой; с горок едем или контролируя скорость, или без торомозов в стойке с максимальным смещением на нос лонгборда, набирая скорость и чётко контролируя мизерные наклоны платформы, корректирующие направление езды; между "жёлтой точкой" и хвостом доски никакая часть тела не должна опираться - и болтанки нет; помним также о том, что нарастающий встречный ветер смещает наш вес назад и компенсируем это, иначе стабильность езды на мягких шасси ухудшается. Вообще то сам по себе встречный ветер - хороший тормоз, лишь бы уклон был без излишка:-) 

Для начала полезно научиться передавать движение от скруток стопам, стоя на стабильной поверхности. Скрутки должны получаться упругими, то есть движение должно почти без потерь развиваться в обратную сторону и "не затухать по-пути". По началу это не просто и движению между краями мешают мышечные "зажимы" - тормозят. Важный момент для скорости: в крайних положениях ступни не должны скручиваться, а должны работать по продольной своей оси, иначе будут срывы подошвы с платформы. (Эта техника "выросла" из маятника - русской рукопашной традиции, впрочем не только рукопашной; поэтому езду на скрутках можно называть маятниковой или просто русской. Принцип маятника хорошо использовать и в линейной технике на скорости. В любом случае, эти многочисленные варианты (формы) маятниковых движений энергетически выгодны и самодостаточны в плане общего интереса.) 

После тренировки на земле, надо постараться то же самое сделать стоя на лонгборде, что по-началу покажется немыслимым. Но попробовать стоит. Немного толкнёмся и встанем на лонгборд примерно как на рисунке выше (когда доска с мягкими шасси катится, по-любому проще удержать равновесие, чем когда она стоит на месте). Затем не думая "что зачем и почему" пробуем сделать такие же упругие скрутки, в ритме наклона доски. Например, правый край скрутки должен совпасть с быстрым наклоном платформы пятками, левый край - давим платформу носочками. Это заставит лонгборд разгоняться вправо. Зеркальные действия заставят его катиться влево. На очень малой скорости (разгон с места, езда в крутую гору), когда наклон платформы будет большим, передняя стопа всегда будет слабо сцепляться с доской из-за наклона. Поэтому проще учиться разгону имея некоторую скорость. Нужно закрепить рефлекс по совпадению ритмов  - он запускается от ощущений (приближение скрутки к крайнему положению должно запускать наклон доски стопами) - и мы свободно катимся.
Кроме чистой езды на скрутках, по мере набора скорости само по-себе получится и пампить (навиливать) каждой стопой отдельно - это симметричный пампинг обоими шасси симметричного лонгборда - активно работаем коленями. (В более чистом виде навиливание обеими стопами получалось на платформе вейвборда, к которому вместо "тумбочкиных колёсиков" прикрепил шасси seismic без пружин. Четкие края скруток особо и не требуются, но в гору ехать спорно.) Далее просто учимся делать более частые скрутки для увеличения скорости и различные импровизации: научиться ехать другой стороной, например. Вредно далее использовать слишком большие углы, т.е. более 50 градусов - оптимально около 45 (здесь понятие "угол" - это угол наклона оси вращения колёсной пары к плоскости лонгборда). Ещё более вредно использовать очень короткую базу меж осей колёс - менее половины Вашего роста не советую. Соответственно всякие "пенни" и прочее скейтоподобное барахло для пампа скрутками не годятся в принципе. 

Следующий этап - разогнать доску с места. Первые скрутки в разгоне лучше делать с поднятыми в стороны руками для большего момента инерции, края могут быть как короткими и частыми, так и более затяжными размашистыми - главное сохранять их упругость-гармоничность и сильно наклонять лонгборд ступнями. В свете этих пожеланий полезно развивать плечевой пояс, а не только ноги. Турник, гиря, резинки-жгуты и т.д. Плавание не особо хорошо - оно расслабляет, отучает от принципа маятниковой натяжки. Тоже самое относится и к езде в гору, замечу также, что из-за уклона горы наш центр тяжести приближается к переднему шасси и техника движений несколько теряет симметричность (передняя нога согнута сильнее, чем задняя). Важно здесь то, что слабо работая задней ногой в крутые по меркам лонгборда горы ездить очень тяжело или невозможно. Именно для езды в гору критична лёгкость поворота осей с колёсами, при тугих шасси наклон платформы затянется и мы потеряем драгоценные доли секунды в управлении радиусом поворота колёс. (Хороши Bennett 5.0 (130мм) с мягкими бушингами, но вне конкуренции здесь Seismic 45 градусов 130 мм без пружин.)

Однако самый мощный вкат-тягу лонгборда в гору даёт комбинация скруток и линейной техники, для чего вышеупомянутое качание тазом не просто помогает кантовать доску, но и активно смещать её середину под собой, точнее по очереди переднее шасси и заднее. В комбинированной технике линейная составляющая работает в области "перекантовок", а скрутки своими краями ускоряют лонгборд на минимумах радиусов дуг. При гармоничном исполнении техники, оба колебания как бы сливаютя в одно сложное ритмичное движение без суеты и излишеств. По началу опыта полезно держать внимание на траектории-дуге каждой пары колёс, "облизывая" её силами инерции. Далее  автоматизм и снова творческое восприятие, когда возникает ощущение постоянного разгонного давления-реакции в подошвы ног от лонгборда. Пример вката в достаточно крутую горку на лыжероллерной трассе:

Скачать видео себе.

В итоге сезона 2015 смог без ожидаемых проблем въехать в эту же горку линейной техникой, хотя элемент скруток присутствовал столь явно, что на самых крутых участках заносило хвост лонгборда. Нащупал полезное для навыка занятие - езду в гору с минимально возможной скоростью, то есть катание в стремлении нащупать минимум скорости при котором движение не затухает - это работа над рациональностью обработки усилиями линейного пампинга и скруток траекторий передних и задних колёс. (Если надо ехать в гору на мокром асфальте, то этот способ исключает занос колёс.) Подключается и новое движение, очень напоминающее пуш-пул  в сноубординге, и быстрый вход во вращение из темы чистого резаного поворота, важно максимальное согласование всех ритмов (силовых и траекторий), а не их быстрота. 

Для достижения максимальной скорости при езде на скрутках, требуется минимальный наклон платформы к асфальту при быстром ритме движений; причём ритм должен увеличиваться в ущерб амплитуде движений. Колени чуть согнуты. Однако пока вывод таков, что линейная техника более скоростная, чем описанная здесь симметричная или комбинированная, поскольку более высокий ритм достижим в линейном-колебательном движении тела - "погремушке" в терминологии маятника, к тому же работают более массивные (энергоёмкие) мышцы.

Далее, что очень практично для путешествий на лонгборде - это торможение на лонгборде, не слезая с него, точнее замедление без заноса (слайда - элемента техники, выгодного для производителей колёс).
Здесь три практичных варианта:
1. свиливание с пассивными обратными скрутками туловища при больших по углу поворота спиралевидных дугах, стало неинтересно.
2. техника скруток, обратная описанной технике разгона с места или езды в гору. Самый практичный, но и самый скучный способ замедления.
3. по-сноубордически "петелить" - частая смена поворотов малого радиуса, с цельным и быстрым входом в поворот тела и лонгборда.

В теме этой страницы уместен лишь второй способ - замедление на обратных силовых скрутках туловища аналогии в сноубординге не имеет. На видео ниже чередование замедлением скрутками и петеленье. К месту заметить, что в случае мокрого асфальта при петелении непременно заносит, а при скрутках - никогда.


Скачать видео себе

Замедление активными маятниковыми скрутками - самый эффективный и широчайший по диапазону скоростей способ замедления без заноса для контроля скорости на неудобных узких спусках даже на приличной скорости, превышающей границу скорости пампинга по ровной дороге без уклона. (Здесь также можно полностью остановиться и даже поехать в обратную сторону, но это уместно лишь в качестве тренировки). Чтобы затормозить лонгборд требуется выполнять скрутки в том же ритме, что и для разгона, но стопы наклоняют платформу в другую сторону и архиважно ловить упор лонгборда в ступню передней ноги, как при разгоне ловим упор задней ногой. 
На ровной поверхности без уклона замедление происходит очень быстро - пример на видео ниже. (При углах шасси менее 45 и малой базе лонгборда подобное занятие будет очень проблематичным.) При начальной скорости замедления примерно болтаночной, то есть скорости возникновения "воблы", мы осознаём что контролируемая нашим телом болтанка - и есть замедление скрутками.


Скачать видео себе

Проблема лишь в том, что это замедление скрутками не особо то интересное занятие:-). Однако в экстренном варианте (еду с горки около 40 км/ч, сзади (200м) подкрадывается автобус, спереди (400м) приближаются две легковушки) - смог замедлиться скрутками изначально в ритме болтанки, да и фактически это была контролируемая болтанка (вобла:-), быстро замедлившая до скорости, на которой стало без проблем и заранее свернуть на обочину и спокойно спрыгнуть с лонгборда. Главное - маятниковая натяжка мышц и чёткий упор передней ногой в лонгборд. Так что положено начало новому виду экстрима - замедление болтанкой с горы:-)

Что касается заинтересовавшего меня в последнее время сноубордического понятия "грамотно карвить, петелить" - то и здесь лонгборд оказался вполне самодостаточным в тренировках принципов петелек-про. Возможно принцип петелек-про и навёл на технику двумерного пампинга - силовой суммы двух движений - вдоль и поперёк доски.

И, разумеется, полезнейшая тема - традиционное катание другой стороной - от сезона к сезону прогресс: в 2015-м научился петелить с горки что на видео и также въезжать в неё комбинированной техникой. В 2017 постепенно "теряю" остроту разницы, какой стороной катаю; как с горки, так и в горку.

Перейти на основную страницу про лонгборд. Перейти на страницу о линейной технике пампинга.