Техники пампинга и карвинга лонгборда. Учимся.

Пампинг - движение на лонгборде без касания ногой асфальта, и достигается это определёнными движениями тела лонгбордсита. Эти движения можно принципиально разделить на две основные техники - линейный памп и скрутки, а также одну вспомогательную - двумерный памп, на базе линейной техники с добавлением работы вдоль лонгборда. Начнём как бы с нуля. Лонгборд для пампинга должен иметь легко поворачивающиеся оси с колёсами (колёсные пары) и крупный абразив на деке.

Для начала хорошо бы научиться маятниковым движениям тела, то есть колебаниям и скручиваниям туловища и ног с упругими крайними положениями и относительно расслабленным проходждением средних положений тела. Это упражнение подготовит тело и научит экономить силы. Критерием правильности упражений будет ощущение сдвигания пола под ступнями и отсутствие усталости при невысоком ритме. Откуда вязята тема маятника  - из русского рукопашного маятникового стиля; кому не лень можно пролистать семинар С. Н. Путилина для начинающих и понять о каком принципе движений идёт речь.

Начнём с линейной техники пампа и вообще как бы познакомимся с лонгбордом. На рисунке ниже стойка на носу лонгборда, именно в такой стойке или чуть пошире удобно пампить лонгборд линейной техникой и, вдобавок, он едет стабильно с горы без болтанки.


Пробуем понаклонять лонгборд, кантуя его одной ступнёй и наблюдаем как поворачиваются его колёсные пары, покатаем его вперёд-назад, кантуя и нагружая пробуем его сдвинуть. Важно почувствовать сопротивление сдвигу поперёк качения колёс - это важное ощущение для пампинга. Сдвиг - основа пампа. Теперь пробуем поставить вторую ступню на деку (платформу лонгборда) чуть пошире, чем на рисунке выше. Устоять трудно если доска не едет. Пэтому попробуем толкнуться той ногой, которая после толчка встанет ближе к середине доски. Наклоняя доску ступнями учимся ловить равновесие в свободном качении, естественно на горизонтальной площадке. Через несколько минут будет лугко толкаться и ехать на доске, пробуем теперь управлять ей - поворачивать вместе с ней, проехать по кругу будет очень крутым упражнением.
Теперь пора осавивать пампинг - для этого надо уйти от предыдущего упражнения и не давая доске повернуть подтягиваем  её и выталкиваем в противоположный поворот. Важно поймать ощущение сдвига доски под ногами при переходе от одного поворота к другому и далее минимизировать сами повороты, а сосредоточиться на усилиях и ритмичности сдвига. подключаем ритмичные маятниковые колебания туловища поперёк доски, для начала тазом. От этих колебаний получаем инерционные усилия сдвига доски, что и будет разгонять лонгборд. Важно знать, что для линейного пампинга нужна начальная скорость лонгборда, поэтому толкнуться прежде чем учиться пампить надо как следует
Далее шлифуем эту технику, пробуем смещать вес вдоль доски, поскольку постоянный перегруз передней ноги будет изнашивать её коленный сустав. На большой скорости лонгборд едет почти прямо с минимальным наклоном платформы,  максимальным усилием сдвига её ногами поперёк качения и минимальным временем сдвига; стойка становится жёсткой для продольных отклонений и общее натяжение туловища нарастает по мере увеличения ритма качаний. Нужно научиться работать двумя ногами, а не только передней в усилиях сдвига деки. Небольшие скручивания туловища будут присутствовать как компенация виляний лонгборда. Если подвска слишком мягкая и высокая, то лонгборд слишком сильно виляет, значит скорости большой развить не получится, пока на научимся минимизировать его наклон ступнями: выталкивая деку разгибом колена, одновременно задавливаем край деки пяткой, обратное выталкивание - задавливаем край носком. Наклон доски - это как передача у велосипеда, поэтому чем меньше наклон и больше усилие, тем быстрее памп при том же ритме качаний..


На видео пампинг линейной техникой по ровному участку с задачей развить максимум скорости.

Можно также пробовать применить линейный пампинг в гору, и убедиться, что езда в гору требует подключения принципа силовых маятниковых скруток. На видео ниже попытка на пределе срыва ног с деки ехать в гору в стойке, соответствующей линейной технике пампа.

Это гораздо тяжелее, чем в симметричной стойке, но если сил хватает для поддержания некоторой скорости, то с общим потреблением кислорода проблем нет:-)

Далее полезно расширить линейный памп колебаниями вдоль доски, описывая усилиями восьмёрку и затем эту восьмёрку сделать сильно асимметричной: верх больше, низ минимальным. Тогда получится практически окружность с небольшоцй петелькой внизу. Это двумерный полупериодный пампиг лонгборда - ритм услилий сдвига поперёк почти в два раза меньше, но добалвляется управляющее колебание вдоль доски. Технически так: едем линейной техникой вращая тазом над доской и она едет очень быстро. Напоминает прокатку сноуборда перед перекантовкой на выходе из заднего поворота. Ниже поясняющие рисунки.




Теперь уже нечего сазать о линейной технике пампинга, перейдём к технике на скрутках. Очевидно, что симметричной доске одинаково в какую сторону ехать, что и показано на рисунке ниже.

Для применения техники скруток очень желательно выполнение двух конструктивных условий лонгборда: первое, наклон не требует усилий и значит вес почти не смещаетя поперёк деки и, второе, передний и задний траки идентичны.по углам установки и всем остальным характеристикам. Стойка на лонгборде в этом случае будет симметричной, как на картинке выше. Отсюда и недостаток - в такой стойке опасно ехать с больших горок на скорости, поскольку может возникнуть болтанка., ведь при наклоне деки в движении в первый момент задние колёса уводят из равновесия наше тело, но вскоре возвращают его, и это вызывает болтанку. Зато симетричная стойка позволяет легко петелить с горок по сноубордически (как бы карвить), легче ехать в горку и уникальное  - эффективно замедляться. Я всегда когда хочу остановиться быстро катясь линейной техникой, перешагиваю на ходу в симметричную стойку и быстро замедляюсь техникой скруток.
Также можно ехать с горки не разгоняясь в очень узком коридоре по сравнению с карвингом (петельками).
Суть пампинга скрутками предельно проста: стоим на доске и выполняем упругие скрутки туловища с передачей усилия ногам и деке, одновременно с краями скруток наклоняем деку ступнями  - доска начинает ехать с места. Суть простая, но требуется очень точное совпадение ритмов наклона лонгборда и упругость скруток.  Если скрутки не будут упругими в краях, то будет потеря сил понапрасну и радости такой пампинг не доставит. Именно поэтому в начале этой странички советовал освоить маятниковый принцип, предложенный С.Н. Путилиным. По мере разгона лонгборда, принцип скруток всегда дополняется линейным пампингом, и скорость получается ниже, чем в стойке на носу доски. Если разогнавшись скрутками мы начнём наклонять лонгборд в противофазе, то начнём быстро замедляться при желании до полной остановки или даже поедем в обратную сторону. Это полезно потренировать для общего развития. Я катаю обеими сторонами как в гору, так и с горы или по ровной дороге. Привычной стороной, конечно, попроще и побыстрее. Ниже приведу графику для понимания сути пампинга скрутками, на которой показаны силы, дающие толчок от асфальта в моменты краёв скруток.



Можно понимать ситуацию двояко: что лонгборд разгоняется или замедляется проворотом от момента сил, возникающем  в крае скрутки, либо он разгоняется или замедляется суммарной силой от колёсных пар, так как они повёрнуты относительно друг друга на некоторый угол. И то и другое пояснение - "стороны одной медали" пампинга на скрутках.
Практика показала, что замедляться можно с большой скорости и это по сути болтанка, зажатая в плотный контроль техникой скруток. Также при ездах в горки выяснолось что техника скруток сочетается (комбинируется) с линейной техникой на малых скоростях следующим приятным образом: линейная даёт тягу в процессе переваливания над декой, а скрутки своими краями дают толчок в моменты максимального наклона деки - получаем почти непрерывную тягу у горку. На очень малой скорости помогает также дополнительное выталкивание-сдвиг доски ногой перед краем скрутки. В общем пампить - учиться есть чему.
На видео ниже подъём в гору с использованием принципа скруток, которые при достижении некоторой скорости автоматически комбинируются с линейным принципом - силовым сдвигом ненаклонённой деки.

На видео, для сравнения, показан пример езды в гору силовыми скрутками на предельно минимальной скорости, ниже которой остаётся только тяга от скруток.
Поэтому скрутки выглядят более амплитудными и мощными. Кроме того присутствует медленное амплитудное выталкивание лонгборда в соответствии с линейным принциполм пампа.

Рассмотрим ещё и такое применение симметричного лонгборда, как спуск с горок карвингом, точнее петельками, поскольку колёса вовсе не режут асфальт, а лишь петляют по нему:-). Собственно, здесь от сноуборда практически нет принципиальных отличий - разница количественная: меньше ускорения и перегрузки, меньше скорости, меньше преодолимые уклоны трассы, уже коридор спуска, но и выше ритм петелек, а это придаёт обучающей динамичности такому катанию. Для катания закрыми поворотами с задачей контроля скорости спуска интересным образом (в отличие более от практичного и скучного замедления скртуками) нужно успевать входить в каждый поворот цельно с лонгбордом и стараться  загрузить лонгборд центробежкой уже как можно раньше в начале каждой дуги. На видео - спуск петельками или в общепринятой терминологии - карвингом.
Петельки на лонгборде - это очень серьёзная и бесплатная тренировка карвера-сноубордиста к зиме. Только при равном весе по колёсам можно получить максимальлные перегрузки, а при ошибках развесовки лонгборд выскакивает в занос более легко.


Как показано на рисунке, можно и в реальности делать петельки на 360 градусов и продолжать катиться вниз на небольших уклонах при гладком асфальте.
На сноуборде это крайне трудно выполнить. Однако и лонгборд должен быть с наиболее мягкими подвесами или как у меня - с "сейсмиками" без пружин.

Остаётся пожелать читателю хорошего катания и летом и зимою!

На главную страницу.