Любимые Хибины на Кольском полуострове, Кировск.


Кольский полуостров известен как кладезь полезных ископаемых, в частности, горный массив Хибины известен залежами апатитов; именно по этой причине вырос город Кировск и лишь как побочный эффект, появились горнолыжные подъёмники. Горный массив невелик - в поперечнике десятки километров, высота немногим более километра. Наверное, это несбывшийся вулкан. Горы с плоскими вершинами, долины, озёра... Нам же, любителям съехать по снегу с горы, эти горы интересны отсутствием леса и огромными полями для внетрассового катания - фрирайда. Впрочем, в годы с 2011 оценил ухоженность трасс с интересным для карвинга уклоном на комплексе "Большой Вудъявр". Кроме всего, эти маленькие "лысые" горы чем-то зачаровывают, подобно горам Крыма, но по-своему, по-северному.

Погода здесь может меняться по два раза на дню - то солнце, то непроглядный туман. За пару часов может намести сугроб - обновить поля для фрирайда, заметя все следы.  Или, наоборот, погода может установиться на несколько дней как в хорошем, так и в плохом варианте. С погодой не соскучишься и год от года она тоже очень отличается. Конец марта 2011-го подарил пять исключительно солнечных дней с лёгким морозцем, однако снега было средне: местами торчали камни, о существовании которых в марте 2009-го нельзя было и предположить. Может случиться так, что снега мало или сильными ветрами его сдувает с гор, и обнажаются камни... Например, в 2009-м году снега в горах было хоть отбавляй и в конце марта ощущение московского января, а в 2010-м снег сдуло, а остатки стремительно таяли под натиском аномального апрельского потепления - в начале месяца было до +10 днём, а по улицам города Кировска текли речки талой воды... Сам же Кировск обычно завален снегом. 2012-й выдался средним по снежности к концу марта, а 2013-й чуть ли не более снежным, чем 2009-й. Годы 2014 и 2015 выдались очень ветренными, а 2015 ещё и туманным. Сезон 2016-2017 продлился рекордно долго, причём в середине мая были полноценные карвинговые склоны с зимним снегом.
Самое удивительное, что несмотря на сильнейшие снегопады, дороги Кировска чисты - весь снег вскоре оказвается в огромных кучах с помощью "симбиоза" огромного трактора и толкового тракториста. Это никак не напоминает обычную подмосковную картину: стоят шесть-семь талибов, двое из которых зачем-то лениво скалывают лёд там, где он никому не мешает, а остальные кощелеты просто стоят или сидят на корточках - ведь им не хватило инвентаря...

Собственно, В Кировске и останавливаются горнолыжники и сноубордисты. Отсюда у них три пути: на городской (северный) склон, на "новый" (южный) склон, и на 25-й километр "Кукисвумчорр" (около рудников). Конечно же всегда есть и  запасной вариант в качестве отдыха - заказать экскурсию на снегоходах к озеру или ещё дальше к базе спасателей, рядом с которой глубоко под старым рудником по замыслу 100%-кретина была заложена ядрёная бомба. После испытания вход в рудник замуровали, а теперь там смотровая площадка для экскурсий. Интересно то, что поверх входа можно легко заметить дыру в снегу - это значит, что пустоты бывшего рудника-полигона сообщаются с атмосферой - "дышат".

Как ни странно, но за полярным кругом можно и обгореть даже на мартовском солнышке, что усугубляется обветриванием на сухом воздухе. Загар происходит в основном от снега даже когда стоим к солнцу спиной. Вероятно из-за слабого озонового слоя. Посему не помешает взять с собой крем от загара, блокирующий: лучше втереть тонким слоем "50", чем жирно намазюкать "25":-). 

Первое и самое доступное место - городской склон города Кировска. Тут осталось два ветхих бугельных подъёмника и появилась гондолно-кресельная канатная дорога комплекса "Большой вудъявр" (а старая неубиваемая "креселка" комплекса "Коласпортлэнд" наконец-то встала в сезоне 2016-2017). Впрочем новая канатка эта оказалась капризной к сильному боковому ветру - более капризной, нежели туристы, желающие "откатать" свои абонименты. Отрадно, что после закономерного заката "Коласпортлэнд", на городском склоне появилось несколько ратраченных трасс, две из которых можно назвать весьма достойными.
Некоторый интерес представляет и жёлоб - по нему можно, как минимум, нескучно съехать. Если не полениться и пройти вверх по гребню к пику, то Вам откроются широкие возможности для фрирайда на уклонах в 40% и самые красивые виды с плато на внутреннюю часть горного массива под названием Хибины, плюс особое впечатление, поскольку место по первому же восприятию, необычное.
Очень красиво на городском склоне вечером перед закатом, особенно когда никого нет, тихо и подъёмники давно выключены. Как там оказаться? - не ждать же на верху. А очень просто: на городской (северный) склон легко попасть с верхушки южного склона, который выше и, значит, огибая кулуар, мы можем потихонечку доехать до того места, где рационально и удобно перевалить через гребень и оказаться на городском склоне (ну, может быть несколько метров подняться при плохом скольжении). Если бы гора не была слегка разрушена сверху, то было бы совсем элементарно доехать. Тут же появляется вопрос: "А можно ли попасть на южный склон с городского?" Ещё как! - просто едем с гребня городского склона на обратную от Кировска сторону и вправо по жёлобу почти до конца (уклона в жёлобе более чем достаточно) - съезжаем почти на уровень автостоянки и придётся метров 50 пройти пёхом и подняться на "учебном" бугельном подъёмничке. В последние дни катаний '2011 я не пользовался машруткой до "Большого Вудъявра", а перемещался исключительно по снегу, что вижу теперь важнейшей качественной составляющей отдыха. В 2012-м Большой Вудъявр в нижней очереди работал до заката, а верхняя очередь только до семи, поэтому на обратный путь приходилось пользоваться маршруткой ради часа-двух вечернего катания по трассам. В последние годы вечернее катание в обломе, поскольку подъёмники отключают в 18-00 в будни, но это полезный пинок засоням к освоению утреннего катания:-)
Вообще "Большой Вудъявр" (южный отрог) - место самое катабельное для карверов, фрирайдеров и любителей скорости, в ясный день он отлично виден с гребня городского склона; обратное утверждение не справедливо, ибо городской склон "по ту сторону горы". Протяжённость трассы от макушки горы до самого низа около 3 км и перепад выстоты в 500 м более чем достаточны для активного карвинга с остановкой для отдыха иил без неё:-). Трассы здесь широкие, длинные, ухоженные, сравнительно пологие и чем ниже, тем положе - это снимает некоторый дискомфорт, вызванный мыслью, что скоро надо будет тормозить - здесь тормозить не надо, достаточно грамотно петелить. Конечно же на самом верху уклон сильный и часто наметает свежий снег, который вечнотормозящие собирают в кучи, что сильно обламывает карверов, но как выяснилось не всех. Для фрирайдера новый склон - это самое безопасное место - два кулуара слева и справа от отрога горы, на котором сделаны трассы и подъёмники. (Более того, к сезону '2012 между трассами похоже почистили поля от камней - можно "учебно" фрирайдить по пологим пухлякам между трассами.) Кулуар выглядит как гигантская снежная воронка, которая так и "засасывает" съехать без тормозов, пренебрегая её масштабами, что я и делал. Для фрирайдовых экспериментов лучше места не найти, главное следить за фирновыми кочками - они изредка попадаются - "кому в радость, кому в гадость". Из левого (если смотреть вниз) кулуара съезжаем по жёлобу прямо к подъёмникам, а из правого также по жёлобу - чуть ниже к учебной горке или к автостоянке. Есть ещё неплохой вариант для правого кулуара - выехать на трассу, завернув влево сразу по окончании крутого участка задолго до начала жёлоба. С левым кулуаром такого варианта нет - можно лишь, наоборот, съехать в жёлоб с трассы. Конечно же для фрирайда горы низковаты, но зато нет деревьев и невозможно заблудиться даже в тумане: на тормозах всегда можно съехать в жёлоб, а по нему "слиться" к подъёмникам.
Вообще, на трассах Бигвуда бывают сюрпризы - небольшие трамплины, так что приходится быть начеку при скоростной езде ломом. В 2009-м не умея карвить, гонял быстро, а на основной трассе почти во всю ширину был трамплин для отработки спортсменами момента отрыва при скоростном спуске - очень далеко можно было бы пролететь по незнанию. В 2010-м на обводной трассе было три небольших, но бодрящих трамплина-кочки, а в конце трассы резкий перегиб, с которого также неплохо скакалось. В 2011-м ситуация с трамплинами на трассах стала помягче, но в 2012-м трамплины снова обрели вес:-). Вообще с момента 2009 по 2013 молодые спортсмены похоже переместились с загнивающего частного ("собака на сене") "Коласпортланда" на комбинатовский "Большой Вудъявр", где даже сделали коротенькую трассу могула для детей.
Кафе на "Бигвуде" в 2013-м ошарашило обилием "магазинных пирожных" и новыми капиталистическими расценками уровня подмосковья по сравнению с 2012-м. Правда чай ещё можно поднять в цене раза в три, доведя до стольника за стакан, но причинить такой моральный урон горнолыжному комплексу способны лишь идиоты или алчные урюки, а здесь люди понимающие, что чай - это не роскошь:-). Одним негативно-комичным моментом явилось обнаружить Бигвуд наглухо неработающим по погодным условиям (сильный туман, штиль:-)), съехав с гребня городского, на котором работала даже ветхая креселка. Бывает и наоборот при сильном северном ветре: на городском полный глушняк, а Бигвуд наполовину горы работает - таков рельеф местности...
Третье место - так называемый "25-й" километр или, комплекс "Кукисвумчорр". Названия гор, надо отметить, хрен запомнишь. Бывать здесь стоит только в ясный денёк. Это самая крутая горка и гонять на ней никто себе не позволяет. Я бы даже сказал это место для антикарверов - тут все тормозят, без исключения, нагребают огромные кучи, на которых тормозить становится всё труднее, но в этом и мастерство:-). Да и кажется, что если не затормозишь прямо сразу, то доедешь через посёлок аккурат до самого рудника... Для настоящих фрирайдеров это место является магнитом - это же самая крутая гора, для самых продвинутых фрирайдеров... Скоростной фрирайд без тормозного парашюта тут невозможен. За душу дёргают виды с этой горы: на обратную сторону - красота, озеро, природа; а прямо со склона - абсолютно чатланский пейзаж - отломанная гора напротив, карьеры с туманом на дне. Иногда слышны взрывы. Некоторые не то фристайлят, не то фрирайдят меж камней на обратной стороне горы, как в лучших сноуборд-вестернах, и снимают жильё в посёлке под этим же склоном и по большей части катаются тут же, поскольку до нового склона ехать далёко, да и "не круто там". В 2012-м 2015-м на этом склоне не был - не хотелось по ряду причин, хотя кафешка очень приятная, я бы даже сказал уютная - вот бы такую на "Большой Вудъявр", но людей много и, увы, этот уют невозможен объективно. Если бы "25 км" почаще ратрачили, то здесь могли бы успешно прописаться экстримкарверы вместе с укладками, так волнующими умы многих обычных карверов и потешающие петельщиков. 

Что же представляет собой запасной вариант - экскурсия в Хибины на снегоходах? Это отличное времяпровождение в качестве небольшого перерыва для восстановления потраченных за первые два дня сил. (Кататься на буксире за снегоходом не стоит, поскольку это утомляет и, главное, вынуждает обламываться-дышать едким выхлопом вонючки снегохода.) Поехать на такую экскурсию нам посоветовали в медпункте городского склона, и действительно, поездка на снегоходах в 2009-м вызывает самые приятные воспоминания. Начало своё экскурсия берёт от "Снежной Деревни". Виды завораживают, так что  есть плюсы в том, чтобы сидеть сзади на снегоходе и разевать варежку на окружающую красоту. В 2010-м не повезло с погодой - экскурсию не брали, а в 2011-м просто плотно зависли на "Большом Вудъявре" и некогда было оторваться от катухи... Но в 2012-м прокатились почти через все Хибины к базе спасателей и к тому месту, где под старый рудник была заложена ядрёная бомба. По дороге есть интересная альпинистам скала с отрицательным уклоном, и две скважины, пробуренные советскими геологами, одна из которых создаёт фонтан брызг и они замерзают огромным голубоватым ледяным куполом. В целом же езда на снегоходах очень тусклое занятие по сравнению с фрирайдом или карвингом в хорошую погоду, но здесь интересным является именно окружающая красота гор.

Добраться в Кировск мы пробовали двумя способами:
1. Поездом до станции "Апатиты-1" - одноимённое название с городом Апатиты, далее на автотранспорте (такси) 15 км до Кировска.
2. Самолётом в аэропорт "Апатиты" (3,5 часа от Шереметьево на АН-24), но рейсы могут отменяться, а зимой их вообще может и не быть. Далее на такси от аэропорта до Кировска. Есть ещё вариант до Мурманска и оттуда на автотранспорте или поезде более 200 км, но этот способ мы не опробовали. Все отвёртки, плоскогубцы, винты и прочие запчасти к сноубордическим креплениям нужно сразу упаковывать вместе со сноубордом в багаж, иначе предложат выкинуть или переложить в багаж.
Итог таков, что день теряется палюбасику - что на самолёте, что на поезде. Но в поезде можно насытиться бездельем и отоспаться если никто не храпит, что даёт заряд на первый день катания в день приезда. Остановиться можно в гостинице или на частном секторе - в Кировске полно пустующих квартир, так как народ рванул с севера в 90-х.

Вечерами делать обычно нечего, поскольку склоны обычно закрываются 18-00, так что местные жители подскажут где бильярд и т.д. Горжане - люди русские, спокойные, слегка заинтересованные в туристах, поэтому вечером можно спокойно прошвырнуться, без всяких приключений. Днём можно нарисоваться в новом музее камня, что в здании под большими часиками. Там не только есть на что поглазеть, но и есть что узнать - сотни камней-минералов не только с Кольского полуострова, и фактически история города.
Что очень отрадно - полное отсутствие диких рынков с паразитами-урюками, только магазины и торговые центры. К сожалению уютные "советские" магазины уступают место сетевым самообслуживания, в которых по-началу в поиске нужной жрачки тратится уйма времени. 

В хозтоварах полно всяких отвёрток, гаек и винтов хорошего качества, так что в крайнем случае отремонтировать крепления можно самостоятельно.
И всё-таки, снаряжение просто обязано быть надёжным - чтобы серьёзно не ломалось. Хороший ски-сервис по дороге к городскому склону от конечной остановки автобусов, там предпочтительнее точить канты если нет своего инструмента. 

Есть ли в Хибинах ещё что-то кроме катухи и видов? Есть. У гор своя особая "атмосфера" (кто хотя бы разок побывал на древнем славянском капище - "на камушках", как ещё говорят, легко поймёт о чём речь). Самое "сильное", по ощущениям, в этом плане место - пирамидоподобный пик городского склона, забрёл туда на второй же день катания в 2009-м. Там следует быть аккуратнее, поскольку интуитивно получая хороший заряд сил и энтузиазма люди смело ломятся ехать вниз, а там большой уклон и некоторым становится страшновато до паники и заваливаются в сугроб.

В 2014-м оказавшись там по пути с вершины комплекса Большой Вудъявр, наблюдая стопки камушков вдруг осознал принцип образования сейдов, пофоткал и решил выложить ряд соображений на отдельной страничке, что по ссылке. Не только ж кататья на борде?:-) Пик "городского склона", как раз в центре нижеследующей фотографии: