Беседы про карвинг на широком сноуборде.

Зачем карвить?
Очень интересная динамика, скорость контролируема. На широком сноуборде в мягком сняряжении можно карвить по неровным трассам и ещё кататься вне трасс. Кроме того при резаном ведении поворотов канты сноуборда живут гораздо дольше. А вообще острой потребности карвить нет - можно даже не кататься на доске, а просто провести время у телевизора или подрочить телефон, как большая часть населения.

Какие оценки прогресса обучения?
Ниже наклоны к поверхности трасс в поворотах, равно как и перегрузки - это самый объективный способ оценки. Менее объективные, но более важные - уклон трассы, преодолеваемый в карвинге и ухудшение качества трассы, при котором удаётся сохранять резанное ведение поворотов. Чистота выполнения поворотов - скорее необходимое условие карвинга, нежели разновидность оценки, но и здесь можно оценить так: чем глубже или шире след, тем хуже выполнен резаный поворот. Здесь конечно дословное понимание "карвить" скорее даст обратный критерий оценки - чем глубже нарезал в снегу колею, тем лучше карв:-)

Как лучше учиться  - самому или с инструктором?
Начну издалека с недавней истории про кубик Рубика, обычный 3х3. Попался мне на глаза кубик Рубика, в детстве недоиграл, и собирать не научили - вот решил собрать:-) Отжал я его у детей в разобранном состоянии, и вместо того, чтобы изучить схемы и алгоритмы сборки, посмотрел только рекорды скоростной сборки. А дальше стал самостоятельно искать универсальные алгоритмы сборки. Оказалось, что мой интерес не в конечном результате, а в творчестве... Научившись собирать самостоятельно, я вполне смог считать алгоритмы своими и далее развлекался в сборке на скорость. Хотя мне были известны принципы сборки по поясам и я им следовал в поиске алгоритма.
Переводя на тему сноубординга, могу сказать так: от инструктора мне был бы, как минимум, нужен пример хорошего катания, а как максимум - набор принципов. Но если по типу человеку важен именно результат, а не процеес, то инструктор нужен практически постоянно и чем он опытнее, тем больше поправок и подсказок он способен дать. Вот две крайности, реальность обычно где-то посередине. В последние четыре сезона я катался в обществе петельщиков и осознал гораздо больше, чем если бы катался не зная об их существовании. С другой стороны, можно попасть в такие схемы обучения, которые я нынче вижу неприемлимыми.
Вывод: нужно максимально наладить совместную работу своей интуиции и разума чтобы выбрать чему учиться, а учиться кататься с инструктором или без него - это не столь важно, ведь творческий человек учится сам, даже когда его учат.

Укладки - это верх карвинга?
Кому как, но по мне это явный перебор с наклоном в повороте:-). Касание трассы загрубляет динамику поворотов, лишая тонкости игры с равновесием. Если из укладки сноубордист не может выйти перекантовкой к следующму повороту, то это не укладка, а падение. Редкость когда на большом уклоне карвер делает укладки динамично меняя повороты, тогда уж - да, они естественное следствие динамичного прохождения большого уклона трассы. Я не умею и не вижу большого интереса в этом деле протирания шмоток, но иногда это получается само собой. Ну и представив трассу с передувами или разбитую, мне видится скорее всего резаная петелька на прогруженной доске, нежели прыгающее плашмя по буграм заснеженное тело экстримкарвера. Укладки требуют вельвета, а его порою нету. Хотя, конечно, кто рано встаёт, тому... вельвет:-)

Какое самое полезное общепринятое упражнение для освоения карвинга?
Скорее всего "джей-поворот", разумеется чисто исполняемый, (см. статью "Карвинг, базовые упражнения" на сайте petelki.pro). На том же сайте можно подчерпуть информацию и про идеальный сноуборд для карвинга, а без хорошего сноуборда карвить можно с большими ограничениями. Кроме того, полезна будет информация о крепах и самодельных усилителях-сохранителях ботинок.

Как читать следы от своих поворотов?
Едешь на поъёмнике и читаешь следы на трассе и учишься выделять из них свои. Если научился выделять их, значит елементарно научишься обратной связи между катанием и чтением следов. Следы от карвера могут сказать о карвинге больше, чем видеозапись. В своём катании нужно стемиться к мелким, но при этом тонким  следам, максимально коротким следам на перекантовке и округлым следам-дугам самих поворотов. Приведу плакат примера чтения следов, на котором показана перекантовка при недостатке и излишке скорости выхода из дуги, а также недогруженность дуг при медленном входе в поворот. Исследование своих следов на склоне - очень нужное для обучения занятие.


Карвинг это спорт?
Нет, карвинг не спортивен, в моём понимании, поскольку спорт - это всегда соревнование в быстроте, а в карвинге лишняя скорость есть ошибка. Можно посоревноваться в количестве или обшей длине дуг, нарисованных на конкретной трассе - это, пожалуй, наиболее полно отражает уровень навыков карвера, но зависит от геометрии сноуборда. Лучший карвер знает точнее оптимальную скорость и умеет её контролировать в чистоте резаных поворотов при минимальной ширине общего коридора спуска. Но главное - интуитивное восприятие гармоничности катания резаным поворотом.

Что хорошего или плохого в ангуляции и что это такое?
Ангуляция - ломание оси тела в области таза, в общепринятом "лыжном" понимании. Она необходима в меру из-за ширины сноуборда, и её понимание следует расширить как сумму изгибов всех суставов поперёк качения. Задача двойственна: в динамике - сместить центр масс при перекантовке поперёк доски для компенсации её ширины и в статике - связать оптимальный угол закантовки с оптимальной высотой тела над доской, что определяется состоянием трассы, скоростью и траекторией. Излишняя ангуляция - грубый карвинг, глубокие следы от сноуборда в трассе. Недостаточная - дрифты, тошнилово, сброс или заносы. Поэтому в начале освоения карвинга лучше излишняя ангуляция, чем недостаточная и далее искать золотую середину. Наибольший вклад в ангуяцию при катании в мягком снаряжении в слабонаправленной стойке вносит голеностоп, и поэтому тренировка мышц голени очень помогает, а настройка угла наклона хайбэков очень важна. Ангуляцию отрицать - быть дураком, поскольку она жизненная и есть частный случай работы с центром масс, как основа сохранения равновесия при неизменной опоре.

Что требуется от сноуборда  для карвинга?
Основное - правильность прогиба при больших нагрузках на снегу (а не на двух точках опоры): линия канта должна оставаться близка к дуге окружности как на жёстких, так и на мягких трассх. Это достигается повышенной жёсткостью в середине доски и плавным её уменьшением к концам. Даже очень жёсткий сноуборд при оптимальной закантовке не сложно прогнуть до радиуса поворота в несколько метров, проблема будет если в какой-либо его части окажется локальная зона продавливания; обычно это случается перед передним креплением - тогда будут срывы; или его концы окажутся слишком жёсткими - тогда будет затруднительно резать дуги на мягких трассах - распрямление при сильных закантовках - разгрузка и падение...

А как влияет радиус бокового выреза доски?
Большой радиус бокового выреза заставит тратить больше сил и сделает более продолжительными и существенными перегрузки в повороте. Но без должного повышения жёсткости сноуборда, большой радиус выреза будет большой проблемой. Малый радиус - это до 8 метров, большой - от 12. На крутых уклонах жёстких трасс гораздо чище режет склон доска с большим радиусом выреза, но лишь в последней части дуги, когда случается глубокая закантовка. Это вызвано геометрией прилегания канта: малый радиус выреза требует слишком большого прогиба доски при большой закантовке. Мне нынче видится простая формула радиуса бокового выреза: 2х3,14х(Рост сноубордиста в ботинках). То есть радиус выреза доски  равен периметру окружности, радиус которого равен росту сноубордиста в ботинках.

Что такое сила Кориолиса в повороте?
Чтобы не задрачивать мозг, будем кратки. Эта сила - субъективное ощущение завала на нос сноуборда при заходе в поворот из-за увеличении наклона. Завал на нос либо компенсируется трением о снег у укладчиков, либо выдвижением носа доски вперёд по ходу на перекантовке у петельщиков. При выходе из поворота та же сила выбрасывает на хвост доски, и если петельки связаны гармонией-ритмом, то выход из предыдущего поворота компенсирует проблемы входа в новый поворот.

Почему на крутом уклоне трассы меня валит на нос доски в середине дуги?!
Потому что на крутом уклоне ты в середине дуги разгоняешься очень явно и угловая скорость должна быстро нарастать, иначе твоя голова устремится к носу доски, пока ещё четко идущей по дуге. А для наращивания угловой скорости вращения нужен момент сил, вращающий тебя и получить его надо от сноуборда: силы - центробежка и суммарная реакция опоры от доски, плечо сил - отклонение центра масс тела вдоль сноуборда от равновесной стойки. Значит у нас есть двумерный "эластичный" инструмент вкручивания в резаный поворот на уклоне: центробежка*смещение. Надо понимать, что без центробежки смещение на хвост доски бесполезно, так как не будет силы, а только её плечо. И чем болшьше центробежка, тем меньше может быть смещение. Значит хорошая жёсткая доска, которая держит дугу несмотря на ошибки развесовки, вообще может закрутить в поворот только лишь при  хорошей загрузке-центробежке. То есть хорошая доска берёт на себя задачу смещения, а наша задача загрузить её в середине поворота. Вот она формула петельщиков на уклоне - давить в доску, точнее в "Донек", на большом уклоне. И принцип полноценного входа в поворот, без которого не удаётся развить большой наклон и загрузку к середине дуги.
Если же доска не любит передавливания носа, то кроме давления в неё на уклоне, надо ещё позаботиться об отклонении к её хвосту.

Можно ли карвить во фрирайде?
Можно петелить во фрирайде аналогично резаному ведению поворотов по трассе, требуется максимум чувства угла закантовки и продольного отклонения, поскольку доска не будет компенсировать передавливание носа как на жёсткой трассе, снег то мягкий, а уклон большой.

Отчего сноуборд легко скользит по снегу?
У льда есть свойство плавиться под давлением. Поэтому в зонах давления сноуборда на кристалики льда при температурах не очень низких, будет образовываться тончайший слой жидкой фазы, эквивалентный абсолютно гладкой поверхности. Желательно чтобы скользящая поверхность была плохо смачиваемой, чтобы поверхностное натяжение уменьшало пятна контакта с кристалликами - для этого парафин в скользяке и его полировка. При сильном морозе этот процесс образования жидкой фазы крайне ограничен, особенно когда кристалики мелкие и неспособны выдержать больших давлений (свежий снег). Через несколько часов кристаллы укрупняются и трение существенно уменьшается.
При слякоти, когда жидкая фаза всегда присутствует, на трение влияет смачиваемость скользяка и деформация снега под доской. Если скользяк белёсый, давно не видевший парафина, то по мокрой тёплой трассе доска не поедет - обязательно нужен полированный напитаный парафином скользяк.


Ну, побеседовали ... и разошлись;
На домашнюю страницу.