Беседы про карвинг на широком сноуборде.

Зачем карвить?
Очень интересная динамика, скорость контролируема. На широком сноуборде в мягком снаряжении можно карвить по неровным трассам и ещё кататься вне трасс. Кроме того при резаном ведении поворотов канты сноуборда живут гораздо дольше. А вообще острой потребности карвить нет - можно даже не кататься на доске, а просто провести время у телевизора или подрочить телефон, как большая часть населения.
На тему активности советую пробежать глазами интервью профессора Никитина, мне очень близка его идея.

Какие оценки прогресса обучения?
Ниже наклоны к поверхности трасс в поворотах, равно как и перегрузки - это самый объективный способ оценки. Менее объективные, но более важные - уклон трассы, преодолеваемый в карвинге и ухудшение качества трассы, при котором удаётся сохранять резанное ведение поворотов. Чистота выполнения поворотов - скорее необходимое условие карвинга, нежели разновидность оценки, но и здесь можно оценить так: чем глубже или шире след, тем хуже выполнен резаный поворот. Здесь конечно дословное понимание "карвить" скорее даст обратный критерий оценки - чем глубже нарезал в снегу колею, тем лучше карв:-) Поэтому и уходим о слова "карвить" к  более информативному понятию петелить.

Как лучше учиться  - самому или с инструктором?
Начну издалека с недавней истории про кубик Рубика, обычный 3х3. Попался мне на глаза кубик Рубика, в детстве недоиграл, и собирать не научили - вот решил собрать:-) Отжал я его у детей в разобранном состоянии, и вместо того, чтобы изучить схемы и алгоритмы сборки, посмотрел только рекорды скоростной сборки. А дальше стал самостоятельно искать универсальные алгоритмы сборки. Оказалось, что мой интерес не в конечном результате, а в творчестве... Научившись собирать самостоятельно, я вполне смог считать алгоритмы своими и далее развлекался в сборке на скорость. Хотя мне были известны принципы сборки по поясам и я им следовал в поиске алгоритма.
Переводя на тему сноубординга, могу сказать так: от инструктора мне был бы, как минимум, нужен пример хорошего катания, а как максимум - набор принципов. Но если по типу человеку важен именно результат, а не процесс, то инструктор нужен практически постоянно и чем он опытнее, тем больше поправок и подсказок он способен дать. Вот две крайности, реальность обычно где-то посередине. В последние четыре сезона я катался в обществе петельщиков и осознал гораздо больше, чем если бы катался не зная об их существовании. С другой стороны, можно попасть в такие схемы обучения, которые я нынче вижу неприемлимыми.
Вывод: нужно максимально наладить совместную работу своей интуиции и разума чтобы выбрать чему учиться, а учиться кататься с инструктором или без него - это не столь важно, ведь творческий человек учится сам, даже когда его учат. 

Укладки - это верх карвинга?
Кому как, но по мне это явный перебор с наклоном в повороте:-). Касание трассы загрубляет динамику поворотов, лишая тонкости игры с равновесием. Если из укладки сноубордист не может выйти перекантовкой к следующму повороту, то это не укладка, а падение. Редкость когда на большом уклоне карвер делает укладки динамично меняя повороты, тогда уж - да, они естественное следствие динамичного прохождения большого уклона трассы. Я не умею и не вижу большого интереса в этом деле протирания шмоток, но иногда это получается само собой. Ну и представив трассу с передувами или разбитую, мне видится скорее всего резаная петелька на прогруженной доске, нежели прыгающее плашмя по буграм заснеженное тело экстримкарвера. Укладки требуют вельвета, а его порою нету. Хотя, конечно, кто рано встаёт, тому... вельвет:-)

Какое самое полезное общепринятое упражнение для освоения карвинга?
Скорее всего самое значимое - это "джей-поворот", разумеется чисто исполняемый, (см. статью "Карвинг, базовые упражнения" на сайте petelki.pro). Оно настраивает сноубордиста для карвинга на хорошем уклоне, а для начала обучения лучше катать на положняке.
Кроме того важна физподготовка. И для этого в тренажёрный зал ходят и пловцы, и лыжники, и сноубордисты, и борцы и ещё много кто из спортсменов. Особо полезные упражнения для сноубордиста - тренировка камбаловидной мышцы голени и её антагониста на специальном тренажёре с согнутыми ногами, а также приседания со штангой, хотя бы чтобы вес штанги был чуть больше собственного веса.
Разумеется, тренировать нужно всё тело, но для карвинга в мягком снаряжении особо полезны именно эти упражнения. Я раньше скептически относился к тренажёрам и залу, ходил на турники и брусья, думая что в зал ходят только качки, но теперь думаю иначе, потому как знаю: тренажёрный зал - это универсальный инструмент для физподготовки и как его применять решает каждый сам.

Как читать следы от своих поворотов?
Едешь на поъёмнике и читаешь следы на трассе и учишься выделять из них свои. Если научился выделять их, значит элементарно научишься обратной связи между катанием и чтением следов. Следы от карвера могут сказать о карвинге больше, чем видеозапись. В своём катании нужно стемиться к мелким, но при этом тонким  следам, максимально коротким следам на перекантовке и округлым следам-дугам самих поворотов. Приведу плакат примера чтения следов, на котором показана перекантовка при недостатке и излишке скорости выхода из дуги, а также недогруженность середины дуг при медленном входе в поворот. Исследование своих следов на склоне - очень нужное для обучения занятие.

Во, у меня как раз часто бывает первый рисунок - запоздалый выход из дуги. Почему?
Много думаешь на ходу "вот, пора, кантуюсь". И... проспал на четверть секунды или больше. Проблема в том, что при обучении ты контролируешь процессы максимально и это требует осознания авторства своих же действий - на это "авторство" в мозгах теряется четверть секунды. Также происходит и в начале сезона у бывалых сноубордистов. И ты отстаёшь от жизни на трассе примерно на это время. Как вариант, можно на порах обучения кантоваться заведомо чуть раньше, чем ты подумаешь: "пора!"  Надо также понимать, что скорость гасится не только в конце дуги, но и продолжает гаситься в самом начале следующей - это снимает напряжение по поводу скорости на перекантовке - и получаешь след от кантов в стиле "норма". В гармоничном катании происходит плавная и быстрая смена дуги перекантовкой, затем снова дугой без разрыва, т.к. разделять непрерывные процессы на части - свойство ума, который ещё и тормозит на четверть секунды. Фазы катания карвингом перетекают одна вдругую плавно и быстро, ты вниманием и эмоцией полностью присутствуешь в этом движении, а ум-контроллёр как бы сторонний наблюдатель и молчит.
Ум нужен когда ты вспоминаешь как съехал и пытаешься что-то для себя понять, "разложить по полочкам". Всему своё время, иначе будет трудно. Во всём нужна мера, иначе будут крайности:-)

Карвинг это спорт?
Нет, карвинг не спортивен, в моём понимании, поскольку спорт - это всегда соревнование в быстроте или ещё в чём-нибудь дающим предельную нагрузку на тело, а в карвинге, например, лишняя скорость есть ошибка. Можно шутя посоревноваться в количестве или обшей длине дуг, нарисованных на конкретной трассе - это, пожалуй, отражает уровень навыков карвера, но зависит от геометрии сноуборда. Лучший карвер знает точнее оптимальную скорость завершения дуг-поворотов для различных уклонов и состояний поверхности трасс при минимальной ширине общего коридора поворотов. Но главное - интуитивное восприятие гармоничности катания резаным поворотом, что не соглауется со спортивными околопредельными нагрузками на организм. Карвинг - вид физкультуры, но не спорт.

Что хорошего или плохого в ангуляции и что это такое?
Ангуляция - это ломание оси тела в области таза, в общепринятом "лыжном" понимании. Она необходима в меру из-за ширины сноуборда, и её понимание следует расширить как сумму изгибов всех суставов поперёк качения. Задача двойственна: в динамике - сместить центр масс при перекантовке поперёк доски для компенсации её ширины и в статике - связать оптимальный угол закантовки с оптимальной высотой тела над доской, что определяется состоянием трассы, скоростью и траекторией. Излишняя ангуляция - грубый карвинг, глубокие следы от сноуборда в трассе. Недостаточная или обратная - дрифты, тошнилово, сброс или заносы. Поэтому в начале освоения карвинга лучше излишняя ангуляция, чем недостаточная и далее искать золотую середину. Наибольший вклад в ангуяцию при катании в мягком снаряжении в слабонаправленной стойке вносит голеностоп, и поэтому тренировка мышц голени очень помогает, а настройка угла наклона хайбэков очень важна. Ангуляцию отрицать - быть дураком, поскольку она жизненная и есть частный случай работы с центром масс, как основа сохранения равновесия при неизменной опоре.

Что требуется от сноуборда  для карвинга?
Основное - правильность прогиба при больших нагрузках на снегу (а не на двух точках опоры): линия канта должна оставаться близка к дуге окружности как на жёстких, так и на мягких трассх. Это достигается повышенной жёсткостью в середине доски и плавным её уменьшением к концам. Даже очень жёсткий сноуборд при оптимальной закантовке не сложно прогнуть до радиуса поворота в несколько метров, проблема будет если в какой-либо его части окажется локальная зона продавливания; обычно это случается перед передним креплением - тогда будут срывы; или его концы окажутся слишком жёсткими - тогда будет затруднительно резать дуги на мягких трассах - распрямление при сильных закантовках - разгрузка и падение...

А как влияет радиус бокового выреза доски?
Большой радиус бокового выреза заставит тратить больше сил и сделает более продолжительными и существенными перегрузки в повороте. Но без должного повышения жёсткости сноуборда, большой радиус выреза будет большой проблемой. Малый радиус - это до 8 метров, большой - от 12. На крутых уклонах жёстких трасс гораздо чище режет склон доска с большим радиусом выреза, но лишь в последней части дуги, когда случается глубокая закантовка. Это вызвано геометрией прилегания канта: малый радиус выреза требует слишком большого прогиба доски при большой закантовке. Мне нынче видится простая формула радиуса бокового выреза: 2х3,14х(Рост сноубордиста в ботинках). То есть радиус выреза доски  равен периметру окружности, радиус которой равен росту сноубордиста в ботинках. Совпадения бывают в жизни, их не надо сторониться. Например, Луна по околоземной орбите вращается как грамотный карвер по дуге резаного поворота: угловая скорость осевого вращения равна угловой скорости вращения в повороте, хотя ей это вроде как и не надо.

Что такое сила Кориолиса в повороте?
Чтобы не задрачивать мозг, будем кратки. Эта сила - субъективное ощущение завала на нос сноуборда при заходе в поворот из-за увеличения наклона. Завал на нос либо компенсируется трением о снег у укладчиков, либо выдвижением носа доски вперёд по ходу на перекантовке у петельщиков. При выходе из поворота та же сила выбрасывает на хвост доски, и если петельки связаны гармонией-ритмом, то выход из предыдущего поворота компенсирует проблемы входа в новый поворот - тогда появляется лёгкость.

Почему на крутом уклоне трассы меня валит на нос доски в середине дуги?!
Потому что на крутом уклоне ты в середине дуги разгоняешься очень явно и угловая скорость должна быстро нарастать, иначе твоя голова устремится к носу доски, пока ещё четко идущей по дуге. А для наращивания угловой скорости вращения нужен момент сил, вращающий тебя и получить его надо от сноуборда: силы - центробежка и суммарная реакция опоры от доски, плечо сил - отклонение центра масс тела вдоль сноуборда от равновесной стойки. Значит у нас есть двумерный "эластичный" инструмент вкручивания в резаный поворот на уклоне: центробежка*смещение. Надо понимать, что без центробежки смещение на хвост доски бесполезно, так как не будет силы, а только её плечо. И чем болшьше центробежка, тем меньше может быть смещение. Значит хорошая жёсткая доска, которая держит дугу несмотря на ошибки развесовки, вообще может закрутить в поворот только лишь при  хорошей загрузке-центробежке. То есть хорошая доска берёт на себя задачу смещения, а наша задача загрузить её в середине поворота. Вот она формула петельщиков на уклоне - давить в доску, точнее в "Донек", на большом уклоне. И принцип полноценного входа в поворот, без которого не удаётся развить большой наклон и загрузку к середине дуги.
Если же доска не любит передавливания носа, то кроме давления в неё на уклоне, надо ещё позаботиться об отклонении к её хвосту. Укладчики грубо компенсируют этот эффект всё тем же трением шмоток о снег и справедливо называют себя экстримкарверами - сколько отбитых рук и вывыхнутых суставов - об этом летопись стиля умалчивает.
На фото ниже - решение проблемы завала на нос методом задавливания доски в повороте на заднем канте и методом касания рукой трассы - в повороте на переднем канте.
поворот на заднем канте сноуборда - карвинг на хорошем уклоне
карвинг на сноуборде: поворот на переднем канте

Можно ли карвить во фрирайде?
Можно петелить во фрирайде аналогично резаному ведению поворотов по трассе, требуется максимум чувства угла закантовки и продольного отклонения, поскольку доска не будет компенсировать передавливание носа как на жёсткой трассе, снег ведь мягкий, а уклон большой. Во фрирайде мне по-прежнему нравится набирать скорость без тормозов, но это советовать не имею права. Очень интересны большие дуги на большом уклоне, когда в нижней части поворота пытаешься отодвинуть лицо от снега: Начало дуги немного подсрезается, а середина становится невесомой как в свободном падении, после этого снег постепенно подхватывает и главное исключить передавливание носа доски... 

Отчего сноуборд легко скользит по снегу?
У льда есть свойство плавиться под давлением. Поэтому в зонах давления сноуборда на кристалики льда при температурах не очень низких, будет образовываться тончайший слой жидкой фазы, эквивалентный абсолютно гладкой поверхности. Желательно чтобы скользящая поверхность была плохо смачиваемой, чтобы поверхностное натяжение уменьшало пятна контакта с кристалликами - для этого парафин в скользяке и его полировка. При сильном морозе этот процесс образования жидкой фазы крайне ограничен, особенно когда кристалики мелкие и неспособны выдержать больших давлений (свежий снег). Через несколько часов кристаллы укрупняются и трение существенно уменьшается.
При слякоти, когда жидкая фаза всегда присутствует, на трение влияет смачиваемость скользяка и деформация снега под доской. Если скользяк белёсый, давно не видевший парафина, то по мокрой тёплой трассе доска не поедет - обязательно нужен полированный напитаный парафином скользяк.

Чем трассы с искусственным снегом отличаются от горных трасс?
Под искусственным снегом обычно понимают тот мелкий лёд, который наваливают на трассу из снеговых пушек поверх более плотной ледянистой основы. И всё бы ничего, но вода, которую распыляют снеговые пушки, обычно содержит растворённые соли, и они при кристаллизации воды выпадают в осадок. Этот осадок портит скользяк, тупит канты и, самое явное, препятствует хорошему сцеплению кристаллов льда-снега на трассе. Около городов даже настоящий снег содержит примеси кислот из-за выхлопа авто и самолётов, дыма ТЭЦ. Итого, трасса с искусственным снегом плохо держит по сравнению с трассой из настоящего чистого природного снега, не содержащего примесей. Она более рыхлая и сыпучая. Вспомним предельный случай - снежную кашу на дорогах в мороз: она абсолютно рыхлая и никак не сцепляется. Горные же трассы как правило утрамбованы натуральным снегом из чистой воды и держак на таких трассах намного лучше, чем на искусственных, что особенно проявлятся около температуры таяния льда. Только побывав в горах, можно считать себя сноубордистом:-).

Надо ли часто точить канты?
Да, вопрос актульный, ведь ширина кантов при заточке убывает и если их не остаётся, то сноуборд на выброс. Если кататься чистыми резаными поворотами, то канты тупятся очень медленно, а точить их надо почаще и понемногу с тем чтобы они всегда были острыми. Дело в том, что как только кант чуточку затупился, то процесс завала канта лавинообразно ускоряется. Поэтому нужно исходя из чувства меры и поддерживать канты в остром состоянии, но при этом  и не перестараться, пустив на опилки то, что ещё работает. Конечно же на мягких трассах типа свежих Кировских канты не особо много значат, но всё же значат.

Нормально ли катать в наушниках? Музыка помогает карвить?
Для карвера, по идее, не нормально, поскольку надо не только смотреть вверх по склону, опасаясь летящих ломов, но и слышать их приближение ушами. Уши должны слышать и обстановку на трассе и как режет снег свой сноуборд - так безопаснее.
И, второе, то что обычно называют музыкой есть набор ритмов, первичных по отношению к мелодии (если она вообще есть), а должно быть наоборот - мелодия первична. (Только недавно я с этим разобрался, а раньше слушал порой всякое "интересно звучащее дерьмо"). Внешние ритмы сбивают нас с естественного внутреннего ритма и нарушают движения по ситуации. Куда полезнее для катухи открыть просторами свои ухи. А песня должна быть своя, внутренняя и по настроению. Как фон музыка тоже не годится на самом то деле: когда её слишком много - тянет на экзотику или новинки, что и есть говно, как правило.
Может быть дело в качестве записей и тебе не повезло:-)?
В юности интересовался качеством воспроизведения музыки. Но однажды интерес это наивный явно угас: случилось услышать разницу между живым чистым исполнением музыки и тухлой записью ширпотребной песенки через один и тот же тракт воспроизведения (зучало на теплоходе по другую сторону Пестовского водохранилища - километр-два шириной). Тут же возник вопрос - почему такое принципиальное различие, ведь и усилители и акустика те же? Выяснил, что запись музыкальных инструментов намеренно сильно компрессирована и какие усилители или акустику ты не наворачивай, настоящего звука не будет никогда - только пародия. Компрессия скругляет пики звука, вытаскивая середину, что при плотной записи ощущается как напрягающе громкое звучание, хотя реальная громкость и невелика. Реальные искажения появляются не в тракте воспроизведения, а создаются обработкой перед записью.

Почему ты небрежно относишься к стилям катания?
Потому как Ценю только понимание принципов и умение их проверять на практике, а "стили" - это как религии для фанатиков или программы для роботов, они отдаляют от осознания полной картины происходящего. Как говорит Сергей Николаевич Путилин: "Твоё только то, что ты понял." И в русской рукопашке нет доминаты приёмов, а есть понимание принципов движений и умение реагировать по ситуации - сноубордисту это также ближе, полагаю.

Пора бы тебе расти, ну, перейти на жёсткое снаряжение...
Мне сразу вспомнилась басня Крылова "Мартышка и очки". Решила мартышка подрасти и купила себе слишком жёсткий комплект, но оказалось, это были лыжи, а не сноуборд. У меня рост измеряется не в снаряжении или высоте каблуков, а навыке катания, за которым как потребность идёт и снаряжение. Пока я не вижу проблемы ограничения роста своим "мягким" потрёпанным снаряжением, но вижу чему учиться дальше.

Почему некоторые катают без шлема?
По традиции:-) Как начали учиться, так и продолжают. (Растаманы флэта не в счёт). Лучший шлем - это расширенное внимание и знание повадок ломов, коим сам был. Но шлем нужен и с этим нельзя поспорить, главное не перекладывать на него слишком многое катаясь в наушниках, например:-). В новом сезоне обещал катать в шлеме - и катаю в шлеме, что даже оказалось удобно.

А что такое проставки и какова польза?
Проставки поднимают ботинок над доской - это площадки высотой 10-20 мм, которые находятся под базой креплений. У меня они самодельные. Польза двойная: подъём ботинка над снегом - глубже можно кантовать, второе, доска немного легче кантуется, но это малозначимо. И недостаток тоже имеется - притупляется чувство угла закантовки и даже становится сложнее удержать его точно. Главное преимущество перевешивает все недостатки, когда нам нужны максимальные закантовки на большом уклоне трассы... если, конечно, доска у нас не шире чем ботинок. У моих самодельных проставок задача ещё и распределить давление вдоль канта, над чем ещё придётся подумать и поэкспериментировать.



Как решать проблему бокового уклона трассы, когда постоянно стаскивает на её край?
Такая проблема часто возникает, когда боковой уклон слишком большой и при этом ещё надо ехать дугами около 180 градусов из-за крутизны основного уклона. Обычно проблема решается несиммтричными дугами поворотов на переднем и заднем кантах и удобнее, когда более гружёную дугу надо делать на переднем канте. Более технично такую трудность преодолевать хорошей прогрузкой сноуборда в каждой дуге, тогда боковой уклон как бы менее заметен. Однако ж бывает что не удалось выдержать коридор спуска и вынесло на край трассы, тогда нужно сделать пару коротких дуг поперёк трассы, чтобы вернуться в удобный коридор карвинга, например на середину трассы. На рисунке ниже как раз схематично показаны следы от такого рода перехода. Этот метод фактически есть перемещение по диагонали обычной широкой трассы и динамичнее тухлого траверса. Во фрирайде по мягкому снегу, разумеется, этод метод исключается, поскольку нужна трасса выдерживающая опору ребром сильно перезакантованного сноуборда, однако на насте или фирне - вполне работает и бережёт канты по сравнению с тухло-пассивным траверсом. Также вместо вышеупомянутой короткой дуги на ребре в случае фрирайда по плотному снегу можно делать небольшой разгон на скользяке. Траверс во фрирайде нужен лишь когда ставится задача "доехать сохранив по-возможности высоту".
смена коридора карвинга на трассе с боковым уклоном
И ещё можно потренировать "прокатку", катаясь по пологим полям фрирайда, где ранее применялся тухлый траверс, например, для перехода между трассами. Делал я так: ехал вроде бы траверсом, но переносил вес вдоль сноуборда - и он управлялся в плане резаного поворота. Давим чуть на нос - доска разгоняется почти прямым траверсом по диагонали и даже немного заворачивает вниз, переносим вес плавно к хвосту - доска начинает плавно направлятья наверх резаным поворотом. В таком опыте прокатку даёт в основном гравитация, а в середине карв-дуги - только центробежка. Экспериментируй, товарищ сноубордист!

Заметил проблему - не могу преодолеть резкие перегибы трассы - перегиб подбрасывает и доска разгружается. Как лучше карвить на трассе с каскадами перегибов?
Перекантовка должна быть в том месте перегиба трассы, где только-только начинает увеличиваться её уклон. Наиболее проблемный переход именно от малого уклона к большему. Если начало перегиба пройти серединой дуги, не разгрузив доску, то скорее всего сорвёт с резаного поворота. Ведь начало перегиба перед большим уклоном по-сути своей есть трамплин и после него доска разгружается, поэтому проходить его надо как можно медленнее при сохранении скорости карвинга - то есть на перегиб надо положить перекантовку и её окрестности, где доска едет почти поперёк уклона. Рисунок ниже изображает следы карвинга на трассе с перегибами:

карвинг на сноуборде: преодоление перегибов трассы

Зачем удалил страницу "о карвинге на широком сноуборде в мягком снаряжении"?
Та страница зародилась в 2010-м как желание поделиться со сноубордистами впечатлением от карвинга, чтобы народ не терял зря время на дрифты, а начинал катать с интересом и не экономил на снаряжении. Далее страница прошла семилетний сноубордический эволюционный путь вместе со мной, и вот постепенно до меня стало доходить, что её приходится постоянно латать как протёртую на жопе сноубордическую куртку и заплатки стали превышать размер исходного полотна - идеи. Решил что пора удалять сайт - надоело, но сноубордический народ попросил оставить его и страницу про карвинг. Ну раз так, то значит надо было сделать новое и другое, постаравшись убрать лишнее - "не столько эволюция старого, сколько сразу создание нового вида". Заодно проверил есть ли привязанности к результату своего труда, например. Их нет, просто удалил страницу - и никаких эмоций, она своё отжила как пожелтевший осенний лист. А привязанности, как утверждает товарищ Сидоров Г.А., тормозят внутреннюю эволюцию человека, с чем я полностью согласился. Нельзя быть заложником как своих достижений, так и своих неудач, а надо постоянно учиться. Все эти сноуборды, унициклы и сайты - лишь расходный материал в помощь внутренней эволюции и всему этому отводится своё время.
А как же твои заношенные напрочь ботинки? Это ли не прнивязанность?
А мне лень разнашивать внутренник:-). Такие же новые есть, но в очередной раз надев их перед новым сезоном, в очередной же раз и оставил их в пользу старых хорошо "притёртых" к ноге:-). Ведь я раньше подбирал ботинки на пределе минимума размера, чтобы глубже кантовать доску.

 
Ну, побеседовали ...
На домашнюю страницу.