Беседы о фрирайде на сноуборде.

Говорить о фрирайде - всё-равно что о розовом мотоцикле. Но раз уж здесь про сноубординг, то и фрирайду надо отдать должное...

А чего, кстати, общего между розовым мотоциклом и фрирайдом?
О фрирайде сноубордисты чаще мечтают, чем его катают и во фрирайде иногда можно выпустить пар - съехать без тормозов на хорошей большой доске, разумеется. Я его, этот "выпуск пара" в пухляке, назвал для себя скоростным фрирайдом и в этом, кстати, не был понят почти никем из карверов. Наверное этот способ катания пророс из старых привычек, когда я не был аккуратным карвером, а носился хоть и на кантах без заносов, но получается что ломом.

То есть во фрирайде ты допускаешь быть ломом?
Допускаю, это же вне трасс, где люди плотно катаются. И в то же время никому не советую, поскольку падение на таких скоростях очень серьёзное испытание для тела и его рефлексов. Мне однажды удалось его пережить в третьем своём горном сезоне 2011 и рад за тех здравомыслящих сноубордистов, которые спускаются только акуратными петельками, хотя по-проежнему не понимаю когда спускаются на заносах как на лифте - где тут ощущения? Просто сгребание снега доской. И всё же иногда возму, да и мочкану по прямой чтобы потрогать рукой напор встречного ветра. Доска с некоторой скорости вылезает из под снега и будто-бы даже начинает над ним лететь как на воздушной подушке, не замечая следов от других фрирайдеров и наступает скорость, когда раскрываешься в свободной ровной стойке, поскольку встречный ветер своим неотвратимым напором задавил моим же туловищем как рычагом хвост сноуборда. Начинал я так делать во фрирайдных цирках ближе к кулуарам, но вскоре обнаглел и начал пулять почти с самого верха цирка. Самое смешное, что тот спуск, который совершил на второй день вообще катания в горах до сих пор не повторил - с этого места смотреть страшно вниз, а я, дурак, тогда поехал прямо... Зато  и фрирайда ощутил по-полной и со стихией воздуха пообщался весьма плотненько. Тогда в 2009-м на конец марта в Хибинах выдалась изумительно фрирайдная погода, да ещё и снега за зиму навалило столько, сколько я не видел потом за девять лет. С тех пор в Хибинах каждый год бывал, последние по месяцу зависал - такие горы, притягивают.
На фото ниже вид на фрирайдную стенку в 2012-м, на которой заметны прямые следы от скоростного фрирайда. На фото справа - кочка, от которой произошло моё запомнившееся падение в скоротсном фрирайде в 2011-м.


Есть ли видео-пример скоростного фрирайда?
Есть, но негусто. Да и смотреть особо то и нечего, это у меня возникают эмоцонально-образные воспоминания на свои скаты, да и то если напрячь мозги. Вот пример 2012 года - того спуска, след от которого виден на фото слева.
В принципе ничего страшного нет в скорости, если доска большая и знать что можно делать, а что нельзя, оказавшись в такой фрирайдной ситуации... Снято видео фотоаппаратом-мыльницей, который держал на вытянутой вперёд руке, поэтому такие съёмки обламыват немного - ведь в такие секунды надо ловить возможность потрогать воздух ладонью, как некотрые любят мять сиськи, например.


А если меня понесло и набралась такая скорость во фрирайде - как быть?
Если хочешь остановиться, то заворачивай плавно-плавно наверх, исключая панику, резкие движения и закантовки: просто цельной колодой немного отклоняешься внутрь предполагаемого поворота, одновременно чуть-чуть осев на хвост доски: скорость падает и зажим, вызванный страхом тает. А если тебе это вдруг понравилось, то продолжай стоять ровно боком с вытянутой по ходу рукой и ощути напор воздуха в свою ладонь. Скорость погасится быстро как только сильный  уклон закончится, что также отображено на видео выше. Ясное дело, что в незнакомых местах вообще фрирайдить надо аккуратно, без разгонов. Скоростной фрирайд допустим только перед большими пологими выкатами или кулуарами, которые также предварительно надо исследовать "на тормозах". Управление сноубордом на таких скоростях сводится к минимальным отклонениям всего туловища цельно со сноубордом, максимально цельно. Малейшие "ангуляции" и исключены, а скручивания опасны аэродинамическими эффектами. Управление ещё может быть от воздуха руками, поэтому их руки лучше поднять в стороны и ехать чисто боком, повернув только голову. Состояние внутреннего успокоения по поводу происходящего наступает как только понимаешь, что эта езда управляема - сразу возникает небывалый восторг и чувство свободы-полёта. В карвинге ни разу такого не бывало; лёгкость в перегрузках - да, но не это чувство.

Так какой сноуборд должен быть чтобы ехать в скоростном фрирайде?
Фрирайдный, по-настоящему фрирайдный, а не всякие игрушки по метр-пятьдесят с отрезанным хвостиком для "карвинга" на передней ноге. Обязательно должно быть смещение закладных к хвосту доски, нос должен быть с большой площадью опоры - важен не столько отгиб вверх, сколько размер рабочей опорной поверхности. Мне видится длина такой доски 170 - 200 см, причём желателен очень мягкий нос. Ширина доски будет только в помощь. Так вот, сноуборд с такими характеристиками вызовет бурный протест со стороны великих фрирайдеров, которые катаются с обрывистых склонов и маячат меж камней или деревьев. И они правы, им нужен маленкий сноубордик без хвоста, которым удобно ковыряться в снегу на большом уклоне, но не скользить по снегу - каждому своё. У нас же: вышел в поле - ты на воле. Крепления и ботинки не обязательно должны быть жёсткими, но как страховка при падениях лучше иметь надёжное снаряжение. По правде сказать, мои первые заезды в 2009-м происходили на говёных крепах "black fire" и в салатных ботинках того же китайского мудодела, а вот доска была настоящая для фрирайда 171 см Hammer Twilight 2005 с разрезным хвостом и мягким носом, не жёсткая, но стабильная на скоростях. К примеру, упав тогда во фрирайде на паршивых крепах, я оторвал зубчатых ремешок и погнул диск, что потребовало ремонта и могло привести к травмам, но к счастью обошлось. В общем снаряга должна быть с запасом...

 А как дела с фрирайдом по образцу карвинга, то есть петельками? Доски какие?
Доски те же, что и для карвинга в мягком снаряжении - хорошие, широкие. Вообще для фрирайда специально тащить доску я бы не стал, поскольку может случиться катать только по трассам. А само по себе учиться фрирайдить петельками мне интересно только на больших уклонах, а если фрирайд требует езды по пологому полю или кулуару, то я начинаю скучать, искать где бы подпрыгнуть, например. Где полого, я предпочёл бы трассу. На крутой стенке заведомо без торчащих камней, очень интересно выписать даже отдельную дугу, когда невесомый разгон сменяется плавным подхватом. Здесь я пока не испытал принцип задавливания доски в середине дуги, но чувствую он также как и на трассе даст интересные  результаты.



На главную страницу.