о сноубординге и др.
Катание на одном колесе с педалями - уницикле: начальное равновесие, старт без опоры, повороты, по рельефу.


Когда я наконец-то научился без напряга ехать на 28-дюймовом колесе, знакомые начали справедливо подкалывать - "пора те в цирке выступать":-). Да, для обывателя одноколёсный велосипед, или уницикл, представляется полнейшей экзотикой: штука непрактичная - скорости почти не даёт по сравнению с двухколёсным великом - лишь две-три скорости пешехода... и масса сложностей. А для сноубордиста или лонгбордиста - достаточно интересная и сложная практика развития вестибулярного аппарата (как показал опыт, езда с закрытыми глазами или ночью в плане удержания равновесия мало чем отличается от катания при свете дня иль фонаря, но при условии ровной поверхности). И ещё, в отличие от лонгборда, на уницикле можно преспокойно кататься по мокрому асфальту...
Минимально допустимые доспехи - защита голени и прочные перчатки, налокотники тоже кстати - в основном на начальном этапе на случай падения назад. Если педали не очень цепкие, то защита практически не нужна, поскольку все падения на руки происходили из-за задержки ноги на шипастой педали. В последнее время катаюсь в высоких плотных кедах (без защиты голени), верх зашнуровывая минимально.

С чего начал освоение уницикла? Сперва научился залезать на него около дерева. Потом поставил задачу развития навыка продольного равновесия и правильным начальным действием здесь стало мелкое качание вперёд-назад с опорой о дерево при различных положениях педалей - в этот момент впервые пришла мысль, что правильно сделал, купив эту штуковину. (Раза два грохнулся на этом этапе из-за того, что подошва излишне зацепляется за шипы педалей и далее при обучении это случилось ещё раз десять:-). Однако из навыка сидеть на уницикле и коротко прокатываться на нём вперёд-назад у боковой опоры вовсе не следут навык катания на нём: далее пришлось катать вдоль поручня-опоры. На этом первый день обучения закончился, потратил часа три у деревьев на краю асфальтовой дорожки и час у поручня...

Скачать видео себе.

Далее долго катал вокруг деревенской автобусной остановки, используя её в основном как опору восстановления бокового равновесия, а продольное равновесие учился рефлекторно ловить педалями - и торопиться здесь не стоит, нужен чёткий рефлекс. Постепенно сводил к минимуму опору, а потом решил что пора с околоостановочной орбиты поехать в "безопорное пространство" и это был облом: проехал три метра - уже рекорд, четыре - новый рекорд - и так десятки раз:-) И вот однажды удалось поехать с трудом ловя равновесие - уехал метров на двести и обратно уставший пошёл пешком, ведь нет навыка стартовать без удобной опоры и разворачиваться. После этой двухсотметровой прокатки дело обучения пошло быстрее, но вывод сделал однозначный: спешить с новыми задачами - значит падать, тело должно привыкнуть к новым движениям и только потом на их базе привыкать к очередной порции новизны и порция эта должна быть умеренной, сформировав невысокую продолжительную "ступеньку роста навыка". Своевременно понял, что поперечное равновесие в движении проще ловится методом поворота уницикла "бедром по седлу" (затем просто поворотом таза), реактивно помогая скрутке руками, а вовсе не боковыми ломаниями как при ходьбе по забору. Однако далее при катании по ухабистым дорогам типа лесных или просёлочных, практически пришёл к заключению о том, что основа быстрого сохранения равновесия всё же "ломание" (ангуляция:-) - как вдоль качения колеса, так и поперёк, а подворот колеса - более медленный способ при достатке скорости. И в магазине ребята сказали, что износ покрышки часто бывает сильным у начинающих, поскольку ловят равновесие подворотом колеса.

Научился ехать, бесконтрольно меняя направление, но в среднем оставаясь в пределах дороги, а как теперь возвращаться назад то:-)? Ведь "развернуться пока не умею", а "стартануть с места без опоры" вообще не тренировал... Находил опору в виде столбов дорожных знаков, но помнится около часа пытался таким образом стартануть и устал более чем от катания... Впоследствие оказалось, что нельзя отталкиваться от опоры для начала движения, а надо просто начать падать-отклоняться вперёд в направлении будущего качения колеса и в правильный момент ускориться педалями, восстанавливая продольное равновесие и быстро набирая скорость, необходимую для поддержания поперечного равновесия подворотами колеса. Задача встала или суметь развернуться или стартовать без опоры, в итоге стал осваивать и то и другое вперемешку. Способ старта от опоры, когда педаль ближайшая к опоре находится снизу, для старта без опоры не подходит - тут педали должны быть на одном уровне.

Скачать видео себе.

Старт без опоры, практические ньюансы... В случае старта без опоры, педали нужно расположить на одинаковой высоте и повернуть горизонтально, седло прижать к области паха и бедро согнутой ноги (которая ставится на заднюю педаль) также прижать к седлу, направление статичного давления на педаль такое, что уницикл не едет ни вперёд ни назад. Оттолкнувшись ногой вперёд-вверх, архиважно быстро и точно поставить эту толчковую ногу на переднюю педаль и перевалиться над статичным колесом вперёд всем телом - для последующего разгона, но та нога, что изначально стояла на педали не должна давить  пока на вторую педаль не начнёт давить толчковая нога. Если толчка не хватит для переваливания, то уницикл выскочит вперёд из-под нас, если слишком сильно толкнуться или запоздать с началом разгона, то перевал будет излишним и уницикл выскочит назад. Помогает старту перед толчком согнуться к седлу - почти лечь на него низом живота, и после толчка сразу распрямиться - это сместит вес вперёд для разгона. Ну допустим удачно стартовали, и девушки унициклистки тут могут порадоваться и спокойно ехать дальше, но настоящим парням придётся немного привстать над седлом дабы выкатить вперёд яйца и только тогда спокойно ехать дальше:-). Или перед стартом сразу расположить хозяйство поудобнее. И последний момент старта - научится в движении переставлять ступни на педалях, поскольку чаще всего толчковая нога ставится на педаль неудобно и её позицию надо скорректировать в движении. При старте под горку, педали ставим немного иначе: задняя педаль ниже передней. Старт в гору сложен из-за необходимоти сильного толчка и быстрого набора скорости, поэтому в начале лучше поискать ровный короткий участок на подъеме.

Длительная непрерываная езда на уницикле, на мой взгляд вредна, да как впрочем и на обычном велосипеде, так как седлом передавливается неприспособленная к большим давлениям паховая область с её многочисленными кровеносными сосудами. Ну может у профессионалов имеются профессиональные мозоли как на верблюжьей коленке, но я себя всегда предполагаю лишь любителем. (У дешёвого мягкого седла можно выбрать пено-материал по центру наподобие как это сделано у дорогих сёдел) Минут десять прокатился и спрыгнул, прошёлся пешком, потом снова прокатился. И здесь важен навык страта без опоры - он же и тренируется.

Катание на уницикле перешло из стадии бодрящего обучения в прогулки по загородной асфальтовой дороге, где машины если и едут, то лишь пяток за час. И тут в качестве бодрячка припомнились проблемы разворота на 180 градусов в одно движение - начал петлять на уницикле "открытыми поворотами" в терминологии сноубординга. (На уницикле сложно выполнять плавные развороты на 180 градусов и более в одно движение, хотя после освоения их принципов в сноубординге, казалось бы дело плёвое... но не тут то было - ловить силовой луч поворота при почти точечной опоре оказалось сложным делом, зато после некоторых успехов в этом направлении, повороты а развороты на лонгборде получили качественный скачок в точности продольной работы, например, однажды при излишне перегруженном развороте лонгборд занесло одинаково передними и задними колёсами, что говорит об очень точном пребывании в силовом луче поворота. Вот это обстоятельство очень важное для сноубордиста-петельщика, так что, как и в случае с лонгбордом польза очевидна.) Далее это занятие перешло в "петельки на уницикле" - почти 180-градусные повороты, с гармоничним чередованием, однако одиночный разворот на дороге остался делом более сложным, чем связанные раскачкой серии "петелек". И здесь важно как можно точнее ощущать и представлять одновременно центр данного поворота - где он - и тогда получится статичный чёткий поворот в одно движение. (Для лёгкости поворотов очень важно давление в покрышке, я накачал 0,35МПа: после подспущенной покрышки стало намного проще. Дело в уменьшении длины контакта колеса и асфальта. А на просёлочных колдобинах амортизаторы - это наши ноги, а покрышка вторична.)

Скачать видео себе.

Я подумал было наивно, что петельки-повороты  надолго станут основным направлением развития и в этой теме, но однажды набрался наглости и свернул с асфальта на лесные дороги с их лужами, торчащими корнями - и снова "глаза по пятаку", снова встряска для самообучалки. По сравнению с петельками по асфальту, простая езда по лесной дороге - более требовательное к богатству навыками действие: нужно непрерывно и своевременно считывать вертикальный рельеф и быть готовым к преодолению коряг, углублений, объезду луж... иначе тут же можно споткнуться на малейшей ямке от лужи, например. Старт без опоры становится чем то само собой разумеющимся и элементарным, как оно и должно быть спустя целый месяц от начала обучения:-)... Вынужденная установка коротких шатунов временно усложнила поездки по лесу, но ускорила езду по асфальту; казалось бы уменьшил всего-навсего на 10% длину шатуна... (Учиться тем сложнее, чем больше отношение радиуса колеса к длине шатуна; при 2:1 должно быть легко.) Однако вскоре адаптировался к новым шатунам, возможно дело было ещё и в том, что старые шатуны были изогнуты и педали стояли дальше от колеса. Петельки по асфальту на новых (прямых и укороченных) шатунах показалось делать сложнее, труднее уменьшить радиус поворота, что скорее всего дело тренировки или подспущенность покрышки сказалась.

При плохой видимости (или зрении), в сумерках и т.д. кататья на уницикле по вертиальным неровностям практически невозможно, поскольку не считав глазами вертикальный рельеф будущего пути, не успеваешь принять меры и спотыкаешься даже на малых колдобинах или выступах: особенностью езды по неровностям и колдобинам просёлочных дорог является резкая остановка колеса на препятствиях и опрокидывание наездника вперёд. Для решения этой трудности техника следующая: если скорость не маленькая, то непосредственно перед препятствием снимаем вес с седла на ноги и препятствие просто-напросто амортизируется, но ехать так долго, когда одна нога разгоняет а другая тормозит, трудно, но полезно:-) Важно быть как можно точнее в силовом луче, тогда равновесие сохранится более просто. (Чем медленнее можем ехать, тем выше уровень управления). Если скорость маленькая, например, на следующем качественном уровне катания-обкатывания колдобин, то принимаем положение тела слегка согнутое вперёд и обкатываем препятствия более плавно и цельно, применяя для постоянного пребывания в силовом луче принцип бокового и продольного ломания оси тела (ангуляции:-), а также очень быстро (рефлекторно) реагируя ногами на остановку-замедление колеса. Здесь дело тренировки и практического наката. Полезно кататься с горок и в горки, как большие, так и на пол-колеса... Если хочется обкатать рельеф небольших перепадов (до 0,5 м) легко и динамично, используя инерцию, то нужно применять принцип Винипуха и Пятачка (см. советский мультфильм, моменты ортогонального к поверхности прохождения рельефа местности:-) - то есть как бы скорость наша меняется по рельефу и ось баланса тела примерно перпендикулярна поверхности качения. Однако если учитаывать размер колеса и рост катающегося, то при наезде на препятствие или качении в горку точка опоры немного смещается вперёд, с горы - точка опора смещается назад. Если рельеф большой амплитуды, то придётся от иненрционного и динамичного прохождения перейти к статичному с вертикальным положением силового луча, как бы оставаясь вертикально на спусках и подъёмах в примерном постоянстве скорости - по такому методу удерживает равновесие аккумуляторное моноколесо или гироскутер - античеловечное испражнение техногенной цивилизации:-). Реальный просёлочный рельеф обычно требует катания смесью этих принципов, активно используя ломания-ангуляции для быстрого смещения веса, а не только педали.
В последнее время мне по нраву пришлась странная грунтовая трасса посреди леса, состоящая из плавных бугров и ям с перепадом высоты до 1м, с профилированными поворотами и парой трамплинов. По этой трассе катание на уницикле сразу преобразилость в интереснейшую тренировку. Напоминает трасса миниатюрное исполнение трасс для некоего "BMX-racing". Кстати, вызывает сомнение идея зимнего катания на уницикле, поскольку для чёткого считывания рельефа требуется хороше освещение, что зимой очень кратковременно; да и сноуборд всё-таки интереснее по снегу едет. Как уже отмечалось выше, катать с закрытыми глазами можно только по ровной поверхности, то есть наш орган равновесия успевает сработать при плавной потере бокового равновесия, а вот при спотыкании уницикла о препятствия на поверхности времени на восстановление равновесия нет, поэтому и требуется чёткое предварительное считывание рельефа взглядом и творческое планирование своих движений. Вертикальные неровности рельефа не обрабатываются органом равновесия, нужно чёткое зрение

Рассмотрим в качестве примера типичное чередование ям и бугров: 
Перед последующей ямой на малой скорости как бы медленно переваливаемся через перегиб - колесо замедляем, а верх продолжает движение чуть быстрее, и в нужный момент при уже явном наклоне вперёд - начале свободного падения, резко ускоряем колесо - по дну ямы получается обгоняющая проката колеса уницикла относительно нашей головы. В основании бугра откидываемся немного назад, замедляя колесо. При въезде на бугор нужно иметь небольшую скорость колеса и чуть большую скорость верха туловища. То есть теперь наоборот, на бугре верх тела медленно обгоняет колесо; и так далее...
В динамичном преодолении рельефа следуем естественным ускорениям и замедлениям; важно уметь очень быстро крутить педали в "низинах" и очень точно удедерживать боковое равновесие на малой скорости на вершинках бугров. Самое забавное катание получается когда расстояние между соседними буграми сравнимо с нашим ростом, а крутизна стенок бугров не позволяет статично въехать на них за счёт усилий давления на педали.

Как видно, статичное преодоление спусков и подъёмов незатейливая тема в плане управления равновесием, но как замена бега или быстрой ходьбе вполне пригодна. Одним словом, прогулочный вариант. Преодоление небольших кочек и канавок фактически решается заблаговременным, но кратковременным переносом веса с седла на педали.

Да, и это, не верьте статьям о том как кто-то научился ехать за несколько минут или часов - это самообман написавших сатьи на волне эйфории, быть может за день до того как пару раз грохнулись. Да, спрыгивать вперёд или назад с уницикла элементарно в случае остановки или потери равновеия, но исключается заваливание на бок, как при остановке обычного велосипеда - это опасно травмами. То есть слезать с уницикла можно только вперёд или назад относительно седла и колеса. Уметь ехать на уницикле - это чётко управлять им, а не просто прокатиться несколько метров, случайно по настроению:-)

И под конец сего повествования, тому, кто собрался покупать уницикл, посоветую проверить не перепутаны ли при сборке в магазине или на заводе шатуны: левый с правым. Дело в том, что шатуны уницикла идентичны по форме: ведь на правом нет звёздочки как у велосипедного шатуна. Отличие в маркировке - на правом выбита буква R, на левом - L. У меня как раз тот случай, когда у собранного уницикла оказались перепутаны левый и правый шатуны. В результате педали стали откручиваться по мере начала активных катаний и дошло почему так происходит до меня не сразу - уж слишком поверил в авторитетность сборщиков и особенности уницикла. А когда изучил вопрос, то было поздно - оказалась сорвана левая резьба для педали в левом шатуне, который по ошибке стоял с правой стороны. Пошёл в обычный веломагазин, купил съёмник и поменял шатуны местами, но было поздно и педаль отвалилась.
Ребята в унициклическом магазине не стали менять "ушатанные" 140-мм шатуны - дескать не их косяк, а заводской (шатуны ставят сборщики на заводе), поэтому купил ещё пару новых шатунов 125мм (всё-равно думал поменять на те, что покороче) и заодно купил ремонтные втулки-футорки для покалеченных шатунов. Так что при покупке подобных экзотических вещиц вроде уницикла надо сразу проверять на предмет дефектов. Кроме косяка с шатунами, была немного погнута рама, из-за чего колесо стояло под наклоном к вилке, но эту мелочь удалось исправить силовыми методами:-) В общем пробный уницикл оказался пробным во всех отношениях... 

срыв педальной резбы в шатуне унициклафуторка для ремонта шатуна с сорванной резьбой педали

ремонт левого шатуна, педаль ввёрнута в футорку

Ещё раз уточню: на правой педали привычная всем правая резьба, а на левой - обратная левая резьба. Именно так, поскольку откручивается педаль не из-за трения в её подшипниках при вращении относительно шатуна, а по другой неясной мне пока причине в противоположную сторону; предположительно из-за обкатки усилия по резьбе и упругости её материала. На фотографиях выше показана поломка, ремонтная футорка для шатуна и результат ремонта.

Итого, уницикл можно смело рекоммендовать сноубордистам и лонгбордистам как самодостаточный в плане интереса катания тренажёр равновесия и координации движений. По поводу средства передвижения - вопрос открытый, хотя после тренировок, перемещение на нём по ровной дороге происходит без проблем со скоростью лёгкого бега и сил тратится существенно меньше, чем при беге. Самое интересное применеие покамест - это медленная езда по ухабистым дорогам, причём смысл именно в увеличении сложностей рельефа, а не скорости их преодоления.

Перейти на главную страницу.