Уницикл - одноколёсный велосипед.


Когда я наконец-то научился стабильно ехать на 28-дюймовом уницикле, знакомые перестали сочувствовать обучающемуся и начали подкалывать - "пора в цирке выступать!" Дело в том, что в обществе существуют свои моральные устои и шаблоны восприятия. И у большинства людей процесс обучения вызывает сочувствие, а когда вроде как оно закончилось, то начинается поиск смысла. Например, одно колесо, на котором диковинным образом едет человек, с детства связывается только лишь с цирком и возникает вопрос - а накой это нужно? А обучение то продолжается... Имеется и практичность уницикла как "ускорителя пешехода", то есть средняя скорость перемещения по городу получается вдвое выше, чем у быстрого пешехода; но это уже на стадии свободной езды по лесным тропинкам. И всё же уницикл мне интересен не как ускоритель пешехода, а как очередной инструмент тренировки равновесия и умения "быть здесь и сейчас". 

С чего начал освоение уницикла? Сперва научился залезать на него около дерева. Потом поставил задачу развития навыка продольного равновесия и правильным начальным действием здесь стало мелкое качание вперёд-назад с опорой о дерево при различных положениях педалей - в этот момент впервые пришла мысль, что правильно сделал, купив эту штуковину. (Раза два грохнулся на этом этапе из-за того, что подошва излишне зацепляется за шипы педалей и далее при обучении в первом сезоне это случилось ещё раз десять:-). Однако из навыка сидеть на уницикле и коротко прокатываться на нём вперёд-назад у боковой опоры вовсе не следут навык катания на нём: далее пришлось кататься вдоль поручня-опоры вперёд-назад. На этом первый день обучения закончился, потратил часа три у деревьев на краю асфальтовой дорожки и час у поручня... Какой вывод? Заменить педали в хорошими стальными шипами на литые пластиковые с тупыми короткими пластиковыми шипами, чтобы было проще "катапультироваться". 

Далее катал вокруг деревенской автобусной остановки, используя её в основном как опору восстановления бокового равновесия, а продольное равновесие учился рефлекторно ловить педалями - и торопиться здесь не стоит, нужен чёткий рефлекс. Постепенно сводил к минимуму опору, а потом решил что пора с околоостановочной орбиты поехать в "безопорное пространство" и это был облом: проехал три метра - уже рекорд, четыре - новый рекорд - и так десятки раз:-) И вот однажды удалось поехать с трудом ловя равновесие - уехал метров на двести и обратно уставший пошёл пешком, ведь нет навыка стартовать без удобной опоры и разворачиваться. После этой двухсотметровой прокатки дело обучения пошло быстрее, но вывод сделал однозначный: спешить с новыми задачами - значит падать, тело должно привыкнуть к новым движениям и только потом на их базе привыкать к очередной порции новизны и порция эта должна быть умеренной, сформировав невысокую продолжительную "ступеньку роста навыка". Своевременно понял, что поперечное равновесие в движении проще ловится методом поворота уницикла "бедром по седлу" (затем просто поворотом таза), реактивно помогая скрутке руками, а вовсе не боковыми ломаниями как при ходьбе по забору. Однако далее при катании по ухабистым дорогам типа лесных или просёлочных, практически пришёл к заключению о том, что основа быстрого сохранения равновесия всё же "ломание" (ангуляция:-) - как вдоль качения колеса, так и поперёк, а подворот колеса - более медленный способ при достатке скорости. И в магазине ребята сказали, что износ покрышки часто бывает сильным у начинающих, поскольку ловят равновесие только подворотом колеса. На этой стадии обучения пришлось признать важноть защиты голени. Наиболее часто отбиваемые места - передняя сторона голени на половине высоты и задняя чуть выше пятки на уровне сухожилия.

Научился ехать, бесконтрольно меняя направление, но в среднем оставаясь в пределах дороги, а как теперь возвращаться назад - пешком? Ведь "развернуться пока не умею", а "стартануть с места без опоры" вообще не тренировал... Находил опору в виде столбов дорожных знаков, но помнится около часа пытался таким образом стартануть и устал более чем от катания... Оказалось, что нельзя отталкиваться от опоры для начала движения, а надо просто начать падать-отклоняться вперёд в направлении будущего качения колеса и в правильный момент ускориться педалями, восстанавливая продольное равновесие и быстро набирая скорость, необходимую для поддержания поперечного равновесия подворотами колеса. Задача встала или суметь развернуться или стартовать без опоры, в итоге стал осваивать и то и другое вперемешку. Способ старта от опоры, когда педаль ближайшая к опоре находится снизу, для старта без опоры не подходит - тут педали должны быть на одном уровне. Важно заметить, что на этой стадии обучения седло не следует ставить высоко когда ноги почти выпрямлены в нижних точках поворота педалей. По мере обучения седло лучше поднимать постепенно, по навыку держать равновесие и спрыгивать. А спрыгивать надо уметь быстро и решительно при малейшей опасности падения, не надо ждать критической ситуации с равновесием, когда нога иногда зацепляется за педаль. Обувь лучше - высокие кеды, защищающие ахилово сухожилие, но завязанные только в нижней части шнуровки для полной свободы голеностопного сустава.

Старт без опоры, практические ньюансы... В случае старта без опоры, педали нужно расположить на одинаковой высоте и повернуть горизонтально, седло прижать к области паха и бедро согнутой ноги (которая ставится на заднюю педаль) также прижать к седлу, направление статичного давления на педаль такое, что уницикл не едет ни вперёд ни назад. При старте под горку, педали ставим немного иначе: задняя педаль ниже передней. Старт в гору, наоборот, требует поствить заднюю педаль чуть выше передней; он сложен из-за необходимости сильного толчка и быстрого набора скорости. Оттолкнувшись ногой вперёд-вверх, архиважно быстро и точно поставить эту толчковую ногу на переднюю педаль и перевалиться над статичным колесом вперёд всем телом - для последующего разгона, но та нога, что изначально стояла на педали не должна давить пока на вторую педаль не начнёт давить толчковая нога. Если толчка не хватит для переваливания, то уницикл выскочит вперёд из-под нас, если слишком сильно толкнуться или запоздать с началом разгона, то перевал будет излишним и уницикл выскочит назад. Помогает старту перед толчком согнуться к седлу - почти лечь на него низом живота, и после толчка сразу распрямиться - это сместит вес вперёд для разгона. Надо стремиться к быстроте старта, так как промедление приводит к потере равновесия.
Ну, допустим, мы удачно стартовали, и девушки унициклистки тут могут порадоваться и спокойно ехать дальше, но настоящим парням придётся немного привстать над седлом дабы выкатить вперёд яйца и только тогда спокойно ехать дальше:-). Или перед стартом сразу расположить хозяйство поудобнее. И последний момент старта - научится в движении переставлять ступни на педалях, поскольку чаще всего толчковая нога ставится на педаль неудобно и её позицию надо скорректировать в движении. Также важно уметь ехать пусть и недолго, но полностью привстав над седлом.  

Длительная непрерываная езда на уницикле по ровной дороге, на мой взгляд вредна, да как впрочем и на обычном велосипеде, так как седлом передавливается неприспособленная к большим давлениям паховая область с её многочисленными кровеносными сосудами. Ну может у профессионалов имеются профессиональные мозоли как на верблюжьей коленке, но я себя всегда предполагаю лишь любителем. (У дешёвого мягкого седла можно выбрать пено-материал по центру, что я и сделал) Минут десять прокатился и спрыгнул, прошёлся пешком, потом снова прокатился. И здесь важен навык страта без опоры - он же и тренируется. В дальнейшем развивается навык катания почти на одних ногах без опоры о седло как средство кратковрменной разгрузки, что позволяет катать дольше не слезая с уницикла. А частичная разгрузка седла позволяет проехать сложные неровности. 

Вскоре катание на уницикле перешло из стадии бодрящего обучения в прогулки по загородной асфальтовой дороге, где машины если и едут, то лишь пяток за час. И тут в качестве бодрячка припомнились проблемы разворота на 180 градусов в одно движение - начал петлять на уницикле "открытыми поворотами" в терминологии сноубординга. (На уницикле сложно выполнять плавные развороты на 180 градусов и более в одно движение, хотя после освоения их принципов в сноубординге, казалось бы дело плёвое... но не тут то было - ловить силовой луч поворота при почти точечной опоре оказалось сложным делом, зато после некоторых успехов в этом направлении, повороты и развороты на лонгборде получили качественный скачок в точности продольной работы, например, однажды при излишне перегруженном развороте лонгборд занесло одинаково передними и задними колёсами, что говорит об очень точном пребывании в силовом луче поворота.) Далее это занятие перешло в "петельки на уницикле" - почти 180-градусные повороты, с гармоничним чередованием, однако одиночный разворот на дороге остался делом более сложным, чем связанные раскачкой серии "петелек". И здесь важно как можно точнее ощущать и представлять центр данного поворота - где он - и тогда получится чёткий поворот в одно движение. Для лёгкости поворотов очень важно давление в покрышке, я накачал 0,35МПа: после подспущенной покрышки стало намного проще. Дело в уменьшении длины контакта колеса и асфальта. А на просёлочных колдобинах амортизаторы - это наши ноги, а покрышка вторична.

Я подумал было наивно, что петельки-повороты - это надолго, но однажды набрался наглости и свернул с асфальта на лесные дороги с их лужами, торчащими корнями - и снова "глаза по пятаку", снова встряска для самообучалки. По сравнению с петельками по асфальту, простая езда по лесной дороге - более требовательное к богатству навыками действие: нужно непрерывно и своевременно считывать вертикальный рельеф и быть готовым к преодолению коряг, углублений, объезду луж... иначе по неопытности тут же можно споткнуться на малейшей ямке от лужи, например. Старт без опоры становится чем то само собой разумеющимся и элементарным, как оно и должно быть спустя целый месяц от начала обучения:-)... Вынужденная установка коротких шатунов временно, но резко усложнила поездки по лесу, хотя; казалось бы, уменьшил всего-навсего на 10% длину шатуна... (при покупке следовало проверить правильность установки шатунов: на моём уницикле они оказались перепутаны и педаль сорвала резьбу в шатуне. Как должно быть?На правой педали привычная всем правая резьба, а на левой - обратная левая резьба. Именно так, поскольку откручивается педаль не из-за трения в её подшипниках при вращении относительно шатуна, а по другой неясной мне пока причине в противоположную сторону; предположительно из-за обкатки усилия по резьбе и упругости её материала.)

При плохой видимости (или зрении), в сумерках и т.д. кататья на уницикле по вертиальным неровностям ещё сложнее, поскольку не считав глазами вертикальный рельеф будущего пути, не успеваешь принять меры и спотыкаешься даже на малых колдобинах или выступах: особенностью езды по неровностям и колдобинам просёлочных дорог является резкая остановка колеса на препятствиях и опрокидывание наездника вперёд. Важно как можно точнее держать продольное равновесие - ехать равномернее, тогда оно сохранится более просто. Перед препятствием нужно начать замедление, тогда проще перескочить через него.

Чем медленнее можем ехать, тем выше уровень управления. Существует ещё и силовое решение проблемы продольного равновесия на колдобинах - это постоянная тяга седла вверх рукой за передний бампер или рычаг - повышение жёсткости связки "тело-уницикл" и усиление давления на перднюю педаль. Соответственно, на подъемах такая тяга позволяет развить больший крутящий момент на колесе при той же массе унициклиста. Однако для применения этого силового метода необходимо выполнить два условия - научиться очень хорошо держать поперечное равновесие и натренировать ноги, например, приседаниями со штангой. Тяга за седло вверх - важный элемент техники катания на одноколёсном велосипеде, его я использую и просто как страховку на случай незамеченных неровностей: чуть споткнулся и рефлекторно вытолкнул колесо вперёд дёрнув рукой седло вверх.

На видео ниже кроме метода тяги седла вверх показан разворот уницикла почти на одном месте в условиях грунтовой дороги, упрощающей проскальзывание покрышки.

В случае остановки или необратимой потери равновеия, важно полностью исключить заваливание на бок, как при остановке обычного велосипеда - это опасно травмами. То есть слезать с уницикла можно только вперёд или назад относительно седла и колеса. Уметь ехать на уницикле - это чётко управлять им, а не просто прокатиться несколько метров, поэтому нельзя верить байкам о том, что кто-то-там научился кататься на уницикле за несколько часов - это происки продавцов.

Итого, уницикл можно смело рекоммендовать сноубордистам и лонгбордистам как самодостаточный в плане интереса катания тренажёр равновесия и координации движений. По поводу средства передвижения - вопрос открытый, хотя после тренировок, перемещение на нём по ровной дороге происходит без проблем со скоростью лёгкого бега и сил тратится существенно меньше, чем при беге. Самое интересное применеие покамест - это медленная езда по ухабистым дорогам, причём смысл именно в увеличении сложностей рельефа, а не скорости их преодоления. Конечно же и перемещение по городу оказалось интересным, но для этого нужно было научиться ехать с лёгкостью по ухабам и поворачивать почти на месте. Зимой на колесе также можно наяривать, но только когда морозец, а при температуре около нуля снег плохо держит - есть риск проскальзывания, но тоже интересная практика. Ощутил разок практичность уницикла, когда случилось спокойно проехать прямо по солевой слякоти, в то время как пешеходы жались к краям тротуара, сберегая обувь...

на главную страницу.